ЛОНДОН
ЛОНДОН, столица Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и крупнейший город на Британских островах. Расположен на р.Темзе, в 64 км от ее устья. Лондон – один из крупных портов Британии и главный промышленный центр страны. Площадь города составляет 1560 кв. км. Население почти 7 млн. человек.
Лондон играет ведущую роль в политической и культурной жизни Великобритании. В нем находятся парламент, правительство и высшие органы правосудия. Как культурный центр Лондон приобрел известность своими музеями и художественными галереями, театрами и музыкальной жизнью. Город известен также многочисленными старинными церквями, в которых хранятся национальные святыни английского народа.
Лондон всегда отличало активное участие в международных делах. Будучи когда-то столицей Британской империи, он до сих пор играет важную роль как центр Содружества. Лондон – средоточие международной деловой жизни и узел международных авиалиний.
Географическая среда.
Большой Лондон, состоящий из Сити и окружающих его 32 крупных городских административных районов (боро), занимает значительную часть низменности между грядами Чилтерн-Хилс и Норт-Даунс. Эта низменность, приуроченная к прогибу мелового рельефа, в основном выполнена третичными глинами. Окаймляющие гряды сложены меловыми известняками и достигают высоты более 240 м. Они полого сходят к долине Темзы, где значительная часть самых старых кварталов Лондона занимает галечниковую террасу высотой ок. 15 м над урезом реки. Многие пригороды Лондона приурочены к зоне распространения глинистых отложений. Однако некоторые северные кварталы Лондона, например Хампстед-Хит, и ряд юго-восточных и юго-западных пригородов приурочены к местностям, сложенным грубозернистыми песками и галечниками. Так как эти территории были непригодны для выращивания сельскохозяйственных культур, там еще в средние века пасли скот, и они оставались незастроенными до наших дней, когда возросло их рекреационное значение для соседних густозаселенных городских районов.
Лондон снабжается водой из Темзы, из ее северного притока р.Ли, а также из меловых водоносных горизонтов, расположенных к югу от Темзы. Имеются крупные водохранилища в долине Темзы близ Стейнса и в долине р.Ли. В последние годы благодаря совершенствованию системы очистки канализационных стоков загрязнение Темзы сократилось. В 1957 в Темзе в пределах Лондона водились только угри; а в начале 1980-х вновь появились многие виды рыб. Центральная часть Лондона, расположенная на небольшой высоте, подвержена наводнениям во время очень высоких приливов. Для защиты от них было возведено заграждение через Темзу ниже города, возле Вулиджа, и построены набережные в центральной части Лондона.
Лондонская котловина менее увлажнена, чем другие районы Великобритании. Среднее годовое количество осадков здесь лишь немногим более 500 мм. Однако преобладает облачная погода, а осадки выпадают половину дней в году. Средняя температура июля около 17° C. Лето в Лондоне более теплое, чем в остальной Британии, но жаркая погода бывает нечасто и редко держится долго. В среднем только 10 дней в году температура превышает 26° С. Зимы относительно холодные, заморозки на почве бывают ок. 100 дней в году. Однако по крайней мере 50 дней в году температура бывает ниже 0° С, а средние температуры января (в самый холодный месяц) составляют +4° С. Темза в Лондоне ни разу не замерзала с 1814. Конфигурация Лондонской котловины благоприятствует частому образованию туманов в зимний сезон. В прошлом они усугублялись дымом от печных труб, вызывая «смог», но традиционные для Лондона густые желтые туманы исчезли благодаря резкому сокращению использования угля для отопления домов.
Население.
Лондонский регион имеет самую высокую на Британских островах плотность населения. В самом Сити проживает не более 10 тыс. жителей (их численность ежедневно значительно возрастает за счет тех, кто приезжает на работу из пригородов), то в Большом Лондоне – ок. 7 млн. жителей, в Лондонской городской агломерации – ок. 11 млн., а в Юго-Восточном регионе, где доминирует Лондон, – около 17 млн. Население Большого Лондона постоянно сокращается, особенно в центральных городских районах, построенных до 1914. Сюда продолжается приток молодежи из других районов страны, которых привлекает возможность сделать карьеру, а также иммигрантов. Молодые лондонские семьи, наоборот, стремятся уехать в новые города и быстро растущие пригороды, расположенные за пределами т.н. Зеленого пояса. Там же оседают те, кто переезжает из других районов Соединенного Королевства.
В течение последнего столетия в Лондоне нашли пристанище представители самых разных национальностей. Крупнейшей и старейшей группой иммигрантов являются ирландцы. Евреи, главным образом из Восточной Европы, начали селиться в городе в конце 19 в. Позже появились другие европейцы, в частности из стран средиземноморского бассейна, а также китайцы и австралийцы. С начала 1950-х годов самые большие по численности контингенты иммигрантов начали прибывать из Вест-Индии и Индии.
Вначале некоторые этнические группы компактно заселяли определенные кварталы, однако со временем начинали расселяться по всему городу. Евреи, например, предпочитали селиться в Ист-Энде, но их потомки постепенно переселялись в пригороды. Ирландцы в настоящее время рассеяны по всему городу. «Вест-индийцы» проживали в основном во внутренней части Лондона, особенно в Брикстоне, общины азиатов тяготеют к району Ист-Энда и западным пригородам, особенно в районе аэропорта Хитроу.
Планировка и достопримечательности.
Сити.
Район, известный под названием «Сити», – живая история Лондона. В нем расположены знаменитые достопримечательности, как, например, собор Сент-Пол (св. Павла), построенный сэром Кристофером Реном в стиле эпохи Возрождения; Маншен-Хаус (резиденция лорда-мэра), восстановленный Гилдхолл (ратуша), Лондонский Тауэр и Монумент высотой в 61 м, установленный в память о Большом пожаре 1666, опустошившем Сити. В этом районе находится много известных церквей Сити, построенных в 17 и 18 вв. вместо сгоревших во время Большого пожара. Большинство из них были также построены Реном. Сити – прежде всего сердце британского финансового могущества: здесь расположены Банк Англии, Фондовая биржа, банк «Ллойдс» и другие банки, офисы страховых компаний и деловых домов. До сих пор в Сити, как и в других частях центра Лондона, расположены тихие улочки с маленькими пивными – «пабами». Каждый паб имеет постоянных клиентов, которые живут или работают поблизости. В северной части Сити расположен реконструированный жилой квартал Барбикан, построенный вокруг развалин древнего городского вала Лондона. В Барбикане находятся Музей Лондона, театр, концертный зал и несколько школ. Западнее, вдоль Флит-Стрит расположены редакции многих британских газет, далее – Центральный уголовный суд и здания двух «Судебных иннов»: Среднего и Внутреннего Темпла (Миддл-Инн и Иннер-Инн). Два других Инна – Линкольнс-Инн и Грейс-Инн находятся чуть севернее. Каждый инн имеет свои собственные столовую, часовню и библиотеку, а офисы адвокатов обращены внутрь тенистых четырехугольных дворов. У Темпл-Бара, старых западных ворот Сити, Флит-Стрит перетекает в улицу Странд, идущую на запад к Вестминстеру.
Вестминстер.
Королевский суд и большинство зданий правительства находятся в Вестминстере, административном районе, расположенном к западу от Трафальгарской площади. На этой огромной площади, в центре которой стоит памятник Нельсону, расположены: на северной стороне – Национальная галерея, на восточной – церковь Сент-Мартин-ин-те-Филдс, а на южной – здания Адмиралтейства. Улица Мелл, которая идет от этой площади на юго-запад через Арку Адмиралтейства, является дорогой для королевских процессий и тянется аллеей через парк Сент-Джеймс, мимо дворца Сент-Джеймс до мемориала королевы Виктории и Бекингемского дворца, официальной резиденции британского монарха. Каждое утро отряды гвардейцы проводят красочную церемонию смены караула во внутреннем дворе дворца. Подобная же церемония с гвардейской кавалерией происходит ежедневно на парадном плацу конногвардейского полка на Уайтхолле, улице, идущей от Трафальгарской площади к площади Парламента и вдоль которой сосредоточены многие правительственные здания. На улице Даунинг-Стрит № 10, чуть в стороне от Уайтхолла, находится официальная резиденция премьер-министра. Площадь Парламента – место, где находятся палаты парламента и здание башни Биг Бен высотой 96 м. Рядом – Вестминстерское аббатство, место захоронения великих государственных деятелей Британии, писателей и ученых. Со времен Эдуарда Исповедника почти все английские монархи (за исключением двух) короновались в аббатстве. Рядом с аббатством находится небольшая приходская церковь Сент-Маргарет, являющаяся официальной церковью парламента. Рядом расположены католический Вестминстерский собор и церковь методистов Сентрал-Холл.
Через центр Лондона протекает река, заполненная прогулочными судами, на которых приглашают съездить к великолепным достопримечательностям Гринвича вниз по течению или к лесистым участкам излучин вокруг Кью и Ричмонда вверх по течению. Здесь расположены также королевские парки Сент-Джеймс, Грин-парк, Гайд-парк и Кенсингтон-Гарденс. Риджентс-парк, где размещается лондонский зоопарк, находится севернее.
Мейфэр.
Между Сити и Гайд-парком прежде располагался район фешенебельных домов, принадлежавших британской аристократии. Многие красивые здания 18 и начала 19 вв. до сих пор сохранились в Мейфэре и Белгрейвии, однако лишь некоторые являются жилыми. В большинстве находятся офисы, как, например, на улице Харли-Стрит, места специализированных медицинских клиник. Вблизи Гайд-парка и Кенсингтон-Гарденс многие здания были снесены и заменены новыми гостиницами и высотными домами под офисы.
Уэст-Энд.
К востоку от Мейфэр и к северу от Трафальгарской площади находится район Уэст-Энд, главный центр торговли и развлечений. На улице Оксфорд-Стрит расположено множество крупных магазинов. Более дорогие находятся на улицах Бонд-Стрит и Риджент-Стрит. Самую изысканную классическую мужскую одежду можно найти в магазинах на Савил-Роу (Джермин-Стрит) и в пассаже Берлингтон-Аркейд рядом с Пиккадилли. Улицы Риджент-Стрит и Пиккадилли сходятся на Пиккадилли-Серкус (площади Пиккадилли), в центре которой стоит памятник Шефтсбери. Расположенный рядом оперный театр Ковент-Гарден дает спектакли оперы и балета. Фруктовый и овощной рынок, который находился в Ковент-Гарден в течение столетий (описан в Пигмалионе Бернарда Шоу), в середине 1970-х годов был перенесен в Найн-Элмс, южную часть Лондона. Старые жилые дома переделаны в небольшие магазины, продающие предметы искусства и другие товары. К северу от площади Пиккадилли-Серкус расположен Сохо, космополитический квартал, известный своими ресторанами и ночными клубами. Улица Чаринг-Кросс-Род знаменита своими книжными магазинами.
Блумсбери.
К северо-востоку от Сохо находятся террасы Георга и площади Блумсбери – территории Британского музея и Лондонского университета. До Второй мировой войной в этом квартале жили Вирджиния Вульф и другие члены «группы Блумсбери». После войны многие дома в этом районе были приобретены университетом для устройства в них студенческих общежитий или гостиниц. Особый интерес представляют магазинчики, торгующие антиквариатом и старыми книгами, которые находятся на улицах рядом с главным входом в музей.
Кенсингтон и Челси.
Кенсингтон, расположенный прямо на юг от парка Кенсингтон-Гарденс, представляет собой район посольств и дипломатических миссий, а также магазинов, которые конкурируют с магазинами Уэст-Энда. Здесь находится второй по значению в Лондоне Художественный и культурный комплекс, состоящий из Королевского Альберт-Холла, музея Виктории и Альберта, музея науки, музея истории природы, Королевского географического общества и Имперского колледжа науки. В западной части Кенсингтона расположен большой выставочный зал «Олимпия», открытый в 1886 и известный своими ежегодными автомобильными выставками, конкурсами военных, цирком и др. Кенсингтон, кроме того, является фешенебельным жилым районом. Челси, первоначально рабочий район, пережил процесс «джентрификации» – в него переселились представители среднего класса.
Южный Лондон.
Южный берег Темзы в течение многих лет был зоной, где располагались склады и промышленные предприятия. Его достопримечательности – дворец архиепископа Кентерберийского в Ламбете, собор в Саутуарке близ Лондонского моста и Каунти-Холла, ратуши Городского совета Большого Лондона напротив Вестминстера. После Второй мировой войны к востоку от Каунти-Холла было построено несколько комплексов, среди них – Королевский Фестивал-Холл, Национальный театр и художественная галерея Хейвард. Если отправиться на прогулочном судне вниз по течению реки, можно увидеть архитектурную жемчужину Южного Лондона – Дворец Гринвич. Построенный Иниго Джонсом, Кристофером Реном и другими архитекторами, этот дворец является теперь частью Королевского военно-морского колледжа и Национального морского музея. На холме находится Гринвичская обсерватория, теперь это тоже музей. Неподалеку от того места, куда в 1852–1854 перенесли дворец Кристал-Палас (здание из стекла, построенное для Международной выставки 1851 и сгоревшее в 1936), находится Национальный центр атлетической подготовки. К другим спортивным площадкам относятся Уимблдон, место проведения чемпионатов по теннису; Рогемптон, центр крокета и поло; Овал, одна из наиболее знаменитых в Британии спортивных площадок для крикета; и ипподром Эпсом, где проводятся скачки.
Ист-Энд.
Кварталы, сгруппированные в административном районе Тауэр-Хамлетс к востоку от Сити, известны под названием Ист-Энд. Прежде самый пролетарский район Лондона, Ист-Энд был знаменит своими трущобами. Однако после разрушений, вызванных бомбардировками во время Второй мировой войны, этот район был полностью реконструирован и застроен главным образом новыми многоэтажными жилыми домами. Атмосферу старых кварталов, заселенных этническими меньшинствами, можно еще почувствовать на бойких уличных рынках, особенно на воскресном утреннем рынке на улице Мидлсекс-Стрит, который больше известен под названием Петтикот-Лейн-Маркет.
Северный Лондон.
Эта территория с дорогими жилыми домами связывает Уэст-Энд с двумя сросшимися друг с другом районами, расположенными на вершине холма, – Хампстедом и Хайгейтом; первый из них известен своим вересковым лугом (Хит), а второй – кладбищем, где похоронен Карл Маркс. На холме к западу находится школа Харроу. К спортивным аренам Северного Лондона относятся футбольный стадион Уэмбли и комплекс для игры в крикет «Лордс».
Западный Лондон.
В экономике Западного Лондона доминирует аэропорт Хитроу. Вверх по течению Темзы находятся ботанический сад Кью-Гарденс, Ричмонд, дворцовый комплекс Хамптон-Корт и Итон с его известным колледжем, а затем Виндзор и королевская резиденция в Виндзорском замке. Рядом, в королевском Аскоте расположен ипподром. Каждую весну, начиная с 1829 по Темзе на участке от Патни до Мортлейка устраивались лодочные гонки студенческих команд Оксфордского и Кембриджского университетов. Другим ежегодным событием на реке является королевская регата Хенли, которая впервые состоялась в 1839.
Культура.
Лондон – главный центр культурной жизни Великобритании. Множество учреждений культуры сосредоточено в Уэст-Энде. Крупнейшие театры и кинотеатры находятся в районе площади Лестер-Сквер между проспектом Шефтсбери-Авеню и Трафальгарской площадью. Севернее улицы Странд расположен еще один театральный центр: в него входят Королевский оперный театр (Ковент-Гарден), известный своими балетом и оперой, и знаменитый Королевский театр на Друри-Лейн. Ряд экспериментальных театров, например театр Мермейд в Сити, был открыт после Второй мировой войны. На южном берегу Темзы, возле вокзала Ватерлоо, вверх по течению реки, недалеко от театров Елизаветинской эпохи находится знаменитый своими постановками шекспировских и других классических пьес театр «Олд Вик», ставший компанией-учредителем Национального театра. Королевское Шекспировское общество приобрело в 1982 два новых театра, открыв Центр искусств и конференций Барбикан, построенный рядом с Лондонским валом в Сити.
Лондон оказывает покровительство пяти главным симфоническим оркестрам, и их концерты даются по всему городу. Рядом с «Олд Вик» расположен концертный зал «Ройал-Фестивал-Холл». Многие музыкальные концерты, в том числе знаменитые летние симфонические концерты, даются в Ройал-Альберт-Холле – одном из самых больших концертных залов Лондона. Сольные и камерные концерты проводятся в Уигмор-Холле. В 1963 в Кройдоне, южном пригороде Лондона, был открыт Фэрфилдс-Холс – ансамбль новых залов для концертов и театральных спектаклей.
В Национальной галерее, расположенной на северной стороне Трафальгарской площади, хранится основная национальная коллекция картин, а в галерее Тейт на набережной Темзы в Челси – великолепная коллекция картин современных школ живописи. В Британском музее в Блумсбери имеются многочисленные археологические экспонаты древней Британии и античного мира. Фонды всемирно известной библиотеки Британского музея, располагающей знаменитым читальным залом под огромным куполом, насчитывают более 10 млн. томов; здесь же находится хранилище крупнейшей коллекции исторических документов. Музей естественной истории, Музей науки (с большой коллекцией действующих моделей машин), Музей Виктории и Альберта и Институт Содружества находятся в Южном Кенсингтоне. Рядом расположены большие здания Имперского колледжа науки и техники, который является частью Лондонского университета. Университетская администрация находится в Блумсбери, рядом с Британским музеем и Университетским колледжем, старейшим среди многочисленных институтов и колледжей, которые образуют этот огромный комплекс. Другие его отделения разбросаны по всему Большому Лондону и даже за его пределами.
На Пиккадилли, в Берлингтон-Хаусе расположено Королевское общество, главное научное общество Англии, основанное Карлом II в 1660, а также Королевская академия искусств, которая проводит здесь свою ежегодную летнюю выставку.
Редакции крупнейших газет и журналов сосредоточены на Флит-Стрит и в непосредственной близости от этой улицы. Лучшими лондонскими газетами являются «Таймс», «Гардиан» (сейчас выходит одновременно в Лондоне и своем родном Манчестере) и «Дейли телеграф». Существует также ряд массовых ежедневных газет с обширным кругом читателей и огромными тиражами, например «Дейли экспресс», «Дейли миррор» и «Сан». Несколько утренних ежедневных газет публикуются за пределами Лондона; в городе печатаются также многочисленные журналы. Как Британская радиовещательная корпорация (Би-Би-Си) с собственными радио и телевидением, так и редакции независимых (коммерческих) компаний телевидения имеют свои штаб-квартиры и главные студии в Лондоне.
Транспорт.
Лондон – главный узел сети Британские железные дороги. Ни одна из главных линий пассажирского сообщения не пересекает город. Пассажиры, прибывающие с севера, должны выходить из поездов на железнодорожных вокзалах, расположенных на границе центральной части Лондона; пассажиры с юга прибывают на вокзалы, расположенные рядом с рекой. Пригородные поезда перевозят 40% всех пассажиров, приезжающих ежедневно на работу из пригородов в центр Лондона. Для передвижения в пределах центральной части Лондона существует система метро, которое в народе называется «подземкой». Туннели «подземки» были проложены через лондонскую глину на большой глубине относительно легко, и спуск к станциям осуществляется по длинным эскалаторам. На окраинах линии «подземки» выходят на поверхность, обслуживая пригородные районы. Эта система подчиняется государственной компании «Лондонский Региональный Транспорт», которая эксплуатирует также и автобусную сеть. Почтовое ведомство имеет свою собственную подземную железную дорогу для перевозки почты между почтовыми сортировочными узлами и железнодорожными вокзалами.
Главные дороги и шоссе во все районы страны расходятся из города в радиальных направлениях, некоторые из них доходят до центральной части Лондона. Это приводит к сильным транспортным пробкам в пригородах на старых кольцевых дорогах, которые связывают эти радиальные дороги между собой. Далеко за пределами застроенной территории построена еще одна кольцевая автодорога.
Лондон – главный узел международных авиалиний. Большинство пассажиров пользуются аэропортом Хитроу, расположенном на западной окраине Лондона. Аэропорт Гатуик, находящийся в 42 км к югу от города, постоянно расширяет сеть своих международных пассажирских маршрутов. Аэропорт в Станстеде (Эссекс), к северо-востоку от Лондона, является третьим международным аэропортом Лондона.
Управление.
С конца 19 в. предпринимался ряд усилий по централизации городского управления. Определенное объединение административных функций было достигнуто благодаря Закону об управлении метрополисом 1855 года. В 1888 был сформирован Совет Лондонского графства, но территория в 303 кв. км, находившаяся в его юрисдикции, не включала в себя всю застроенную площадь. После того как в 1899 в состав Совета Лондонского графства были включены 28 метрополитенских городов (муниципальных районов), влиятельный Сити все же оставался самостоятельным городом. К середине 1960-х годов территория Лондона находилась в юрисдикции почти 90 местных органов власти. Стремясь найти более эффективную систему управления, Совет Лондонского графства был в 1965 заменен Советом Большого Лондона, в юрисдикцию которого вошли территории площадью в 1595 кв. км. Этот Совет передал административные функции 32 новым муниципальным районным советам. Реорганизация привела к ликвидации исторически существовавшего графства Мидлсекс и перекройке границ соседних графств. Однако Лондонский Сити сохранил за собой многие праваи и привилегии. Сити, получивший статус города в 12 столетии, управляется корпорацией, возглавляемой выборным лордом-мэром. К функциям Совета Большого Лондона были отнесены такие муниципальные виды деятельности, как стратегическое планирование, пожарная охрана и борьба с наводнениями. Остальные районы метрополитенского ареала остались под юрисдикцией граничащих с ним графств.
Территория, которая находится под контролем столичной полиции, приблизительно совпадает с территорией Большого Лондона, за исключением Сити, у которого имеется своя собственная полиция. Столичная полиция, которая подчинена министру внутренних дел, а не начальнику полиции, как это принято в других районах страны, также отвечает за раскрытие особо тяжких преступлений (местная полиция должна обращаться за помощью в Скотленд-Ярд).
Экономика.
Финансы и торговля играют важнейшую роль в экономике Лондона. В Сити размещаются штаб-квартиры многих британских банков, страховых компаний и торговых концернов, а также таких национальных учреждений, как Банк Англии, Фондовая биржа и банк «Ллойдс оф Лондон». Лондон является также ведущим центром международных банков и страховых компаний. С 1945 рост этих сервисных отраслей и расширение системы государственного и местного управления привели к увеличению числа занятых в офисах и учреждениях.
Наоборот, число занятых в промышленности с конца 1940-х годов уменьшилось, несмотря на то что Лондонский регион по-прежнему являлся самым крупным промышленным центром Британии. Важнейшими отраслями промышленности здесь являются электромашиностроение, пивоварение, производство химикатов и бумаги; производство мебели, одежды и точных приборов. С 1945 наблюдалось быстрое развитие промышленности бытовых товаров в западных муниципальных районах. С другой стороны в Восточном Лондоне были закрыты старые, небольшие предприятия. Заводы отсюда переводились на новые площадки за пределы Зеленого пояса, а некоторые традиционные отрасли промышленности, связанные с деятельностью порта, например пищевая промышленность, пришли в упадок.
Лондонский порт, который занимает участок Темзы на протяжении 80 км от ее устья до границы прилива у плотины Теддингтон, подчиняется администрации Лондонского порта. Закрытие всех доков в центральном Лондоне означает, что суда уже не проходят через разводной Тауэрский мост для того, чтобы разгрузиться в прежде суматошном лондонском Пуле. Объем грузооборота, обрабатывавшегося Лондонским портом, постоянно сокращается. Тем не менее Лондон остается главным портом Великобритании, а сохранившиеся в нем устройства по разгрузке, погрузке и хранению в отдаленных Королевских доках и Тилбери-доках являются важнейшими в стране терминалами контейнерных перевозок.
История.
Лондон, как городское поселение, известен с римских времен, когда после вторжения и захвата Британии императором Клавдием в 43 н.э. был основан Лондиниум. Этот небольшой город занимал участок с гравийным грунтом площадью в 142 га на северном берегу Темзы в том месте, где римляне построили мост. Лондон являлся центральным узлом системы римских дорог в Британии и быстро стал самым крупным поселением в стране. После пожара в Лондоне в 61 н.э. римляне воздвигли укрепление в Криплгейт на северо-восточной окраине города. В конце 2 в. оборонительные сооружения Лондона были укреплены еще сильнее, когда вокруг всего города был сооружен вал. После римских времен Лондон погрузился в безвестность, но его вновь стали упоминать в 7 в.
Вильгельм I (1066–1087) обеспечил Лондон дополнительной системой защиты против нашествий, построив королевскую крепость, известную под названием Белая Башня (ныне часть лондонского Тауэра) на юго-восточной окраине города. Уильям подтвердил права и привилегии горожан. В смутное время правления Ричарда I (1189–1199) и Иоанна (1199–1216) лондонцы добились независимости от короны и права управлять городом от лица своей собственной корпорации. Самое первое упоминание о занятии поста лорда-мэра Лондона относится к 1191 или 1193. Городские привилегии были подтверждены в Великой хартии вольностей (1215). Средневековый Лондон был окружен валами, которые, как правило, повторяли линии старых римских валов. В средневековый период Лондон дважды оказывался в руках мятежников: во время крестьянского восстания 1381 и восстания Джека Кейда (1450). Однако мир и процветание были восстановлены, и Лондон превратился в большой торговый город и основное звено коммуникаций между Англией и континентальной Европой. Особенно большое значение имела торговля шерстью. Иностранные купцы имели в Лондоне свои заведения, обладали специальными льготами и освобождались от действия закона, ограничивавшего права иностранцев. Торговцы из городов Ганзейского союза появились в Лондоне в 12 столетии и стали привозить товары из северных стран.
Со времен норманнов вторым центром деятельности, наряду с Сити, стал королевский дворец в Вестминстере, расположенный в 3 км вверх по течению реки. Лондон и Вестминстер были связаны Страндом – выстроившимися в линию большими особняками аристократов вдоль берега реки. Лондонский Сити начал сильно разрастаться в 16 и 17 вв., особенно в западном направлении, где он соединился с Вестминстером, образовав единую компактную городскую территорию. В отличие от больших городов континентальной Европы, Лондон никогда не огораживался валами вдоль вновь расширявшихся внешних границ города.
В эпоху Реформации Лондон стал центром радикального протестантизма. Во время царствования Карла I (1625–1649) лондонцы были решительными антироялистами в ранние этапы борьбы между парламентом и короной, а также в гражданской войне, но с энтузиазмом приветствовали реставрацию Карла II в 1660. При его царствовании в Лондоне произошли две большие катастрофы. Первой стала чума, которая унесла в 1665 жизнь 70 тыс. человек; другой – Большой пожар 1666, который уничтожил практически все здания Лондонского Сити. Были разрушены многие старинные готические церкви, в том числе старый собор Сент-Пол и около 90 приходских церквей. Впоследствии Сити был отстроен заново сэром Кристофером Реном и его помощниками, которые возвели более 50 церквей в классическом стиле. Над всем Сити стал доминировать купол нового собора Сент-Пол (св. Павла).
В 18 в., особенно в период с 1763 по 1793, быстро развивался Уэст-Энд: элегантные дома вдоль улиц и площадей строились главным образом на землях поместий крупных аристократов-землевладельцев. До 1750, когда был сооружен Вестминстерский мост, через Темзу был перекинут всего один мост, и Лондон почти не расширялся на южный берег, если не считать нескольких зданий в Саутуарке. Темза служила главным торговым путем, обслуживавшим дворцы и большие особняки вдоль ее берегов, а также порт. С постройкой новых мостов в 18 в. и после битвы при Ватерлоо (1815) началось расширение Лондона на южном берегу реки.
В течение 19 в. население Лондона увеличилось более чем в 6 раз, приблизительно с 1 млн. до 6 млн. жителей. Несмотря на изобретение паровых железных дорог, давших толчок росту пригородов, особенно в южной части города, быстрый рост населения привел к увеличению нагрузки на инфраструктуру старых районов. К середине 19 в. Лондон стал знаменит своей перенаселенностью и трущобами в его самых бедных кварталах, особенно на западных и восточных границах Сити. Антисанитарные условия, преобладавшие в этих районах, вызывали общегородские эпидемии, от которых не были застрахованы даже богатые люди. В 1855 было учреждено столичное управление городских работ – это была первая попытка объединить городские службы Лондона. Главный инженер управления, сэр Джозеф Базальджетте, создал городскую канализационную систему.
Появление автомобиля, автобусов и электропоездов, и также развитие сети линий метро привели в первой половине 20 в. к росту города. В период между 1919 и 1939 количество жителей в Большом Лондоне увеличилось на 2 млн. человек, достигнув 8 млн., а территория Лондона в течение этого периода увеличилась в пять раз за счет расползания пригородов.
Во время Второй мировой войны в результате налетов авиации погибли 30 тыс. человек и были разрушены многие здания. После войны на месте развалин были построены весьма некрасивые административные здания-башни, которые испортили прежний классический вид с мостов через Темзу на купол собора Сент-Пол и шпили церквей Сити.
Другой, более удачной градостроительной идеей послевоенного развития Большого Лондона стало создание Зеленого пояса вокруг столицы. В него попали территории, расположенные в 19–32 км от центральной части Лондона. Новое строительство в Зеленом поясе ограничивалось, что предотвратило дальнейшее расширение городской застройки. Стимулировалась децентрализация промышленности, были построены «новые города», некоторых из них – по образцу «городов-садов» Летчуэрт и Уэлин.
Ответь на вопросы викторины «Путешественники»