УИКЛИФ, ДЖОН
УИКЛИФ, ДЖОН (Wycliffe, John) (ок. 1330–1384), английский теолог, родился ок. 1330, вероятно, близ Ричмонда (графство Йоркшир). Фамилию семья получила по названию близлежащей деревни. В жизни Уиклифа выделяют три периода: 1) до 1373 – академический; 2) 1374–1378 – политический; 3) 1379–1384 – еретический.
В 1372 или 1373 Уиклиф получил в Оксфордском университете степень магистра теологии, проведя почти четверть века на студенческой скамье. Написал множество работ по логике и философии и приобрел в университете репутацию выдающегося полемиста-схоласта; но по церковной иерархической лестнице продвигался медленно, и высоких постов ему не предлагали. В 1360 стал Мастером (главой) Бейллиол-колледжа Оксфордского университета. После назначения его на должность священника в Филлингаме (в 1368 он перебрался в Ладгершалл, графство Бакингемшир) вынужден был оставить преподавательскую деятельность. Затем, до 1381, за вычетом короткого периода, когда он возглавлял Кентербери-колледж в Оксфордском университете, жил в Кембридже, снимая комнату в Куинз-колледже.
На королевскую службу Уиклиф поступил незадолго до 7 апреля 1374, когда Эдуард III назначил его приходским священником в Латтеруэрте. Ему было поручено защищать антиклерикальный курс сына короля, Эдуарда, принца Уэльского. Летом 1374 Уиклиф находился в Брюгге, помогая отстаивать перед нунцием папы Григория XI позицию правительства, которое протестовало против обложения английского клира папским налогом и против папских назначений своих кандидатов на церковные должности в Англии. С 1374 до 1376 он работал в Оксфорде над двумя трактатами О Божественной власти (De Dominio Divino) и О светской власти (De Civili Dominio), которые закончил в 1378. В них утверждалось право государя лишать клириков, совершивших прегрешения, источников их доходов.
Принц умер в 1376, но его брат, Джон Гентский, призвал Уиклифа в Лондон, чтобы тот в своих проповедях выступил против епископальной системы правления и с другой критикой. Проповедник справился с поручением настолько успешно, что собрание его теологических мнений было отправлено в Рим для изучения, а самого Уиклифа вызвали на допрос высшие английские иерархи в собор св. Павла. Джон Гентский присутствовал на этом допросе (19 февраля 1377) и настолько ожесточенно спорил с епископом Лондонским Уильямом Кортни, что судьи в растерянности прекратили разбирательство. Никаких дальнейших шагов против Уиклифа не было предпринято до тех пор, пока 18 декабря в Англии не были обнародованы папские буллы, предписывавшие арестовать его и провести расследование по поводу тех его заблуждений, которые затрагивали церковное руководство. Но и после этого он находился под защитой университетских властей и его друзей при дворе. Следующая попытка отдать его под суд в Ламбете (в марте 1378) была расстроена овдовевшей принцессой Уэльской. Свои политические способности Уиклиф в последний раз продемонстрировал в Глостерском парламенте в октябре 1378, где защищал право на нарушение неприкосновенности храма королевскими чиновниками в Вестминстерском аббатстве.
В ответ на церковные обвинения Уиклиф начал критиковать католическую практику и учение. В этот период он побудил своих последователей взяться за перевод Библии на английский язык (см. также БИБЛИЯ). Смерть Григория XI и последовавший за ней папский раскол (т.н. великая схизма, 1378–1417) спасли его от дальнейших преследований со стороны Рима. Его бывшие политические союзники, хотя и не симпатизировали его идеям, все же защитили его от врагов в Англии. В 1381, действуя, вероятно, по совету Джона Гентского, Уиклиф удалился из Оксфорда в сравнительно глухое место (Латтеруэрт) после того, как комиссия в его университете небольшим большинством голосов осудила его взгляды на евхаристию как еретические. Это решение было подтверждено с еще более строгой формулировкой на соборе в Блэкфрайаре (Лондон) архиепископом Кентерберийским в мае 1382, когда кучку оставшихся у него учеников вынудили отречься от его взглядов. К тому времени, однако, учение Уиклифа распространилось за пределы университета и сохранялось в вульгаризированной форме усилиями небольшого числа ревностных, но необразованных проповедников. Лолларды, так назывались члены этой секты, периодически нарушали спокойствие светских и церковных властей вплоть до Реформации. Уиклиф умер от удара в Латтеруэрте 31 декабря 1384. Его идеи были восприняты в континентальной Европе, особенно среди гуситов, последователей чешского реформатора Яна Гуса (ок. 1369–1415).
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»