ПЕТР, СВ.
ПЕТР, СВ., один из 12 апостолов Иисуса Христа, называемый в Новом Завете по-разному: Симоном, Петром, Симоном Петром или Кифой. Уроженец Вифсаиды в Галилее, он был сыном Ионы и братом Андрея. Петр, как его брат и товарищи, Иаков и Иоанн (Лк 5:10), занимался рыбной ловлей, у него была своя лодка. К моменту начала общественного служения Христа Петр был женат и проживал в Капернауме – именно там, «в доме Петровом», его теща была чудесно исцелена от горячки (Мф 8:14-15).
Петра впервые привел к Иисусу его брат Андрей, который, как и Иоанн, сын Зеведеев, принадлежал к числу последователей Иоанна Крестителя (Ин 1:35-42). Тремя днями позже он присутствовал, вместе с другими учениками Христа, на брачном пиру в Кане, где Христос сотворил свое первое принародное чудо. Петр сопровождал Христа и его учеников в Иерусалим, а затем – через Самарию – назад в Галилею, где на короткое время возвратился к ремеслу рыбака, пока он и его брат не были призваны Иисусом оставить свои сети и сделаться «ловцами человеков» (Мф 4:19). Начиная с этого момента евангелия изображают Петра как постоянного спутника Христа, занимающего особое положение среди других учеников. Его имя названо первым в ряду трех учеников (Петр, Иаков и Иоанн), которые удостоились права стать свидетелями воскрешения из мертвых дочери Иаира (Мк 5:37), преображения Христова (Лк 9:28) и моления в Гефсиманском саду (Мф 26:37). Аналогичным образом, его имя фигурирует первым в различных перечнях 12 апостолов. Нередко он выступает от имени всех учеников – например, отвечая на вопрос, обращенный ко всем (Ин 6:69).
Его пылкая и порывистая натура проявилась в его попытке ходить по водам (Мф 14:28), в его прекословии Господу в ответ на пророчество Иисуса о своих страстях (Мф 16:22) и в его первоначальном отказе позволить Христу омыть себе ноги во время Тайной вечери (Ин 13:8). Хотя иногда Петру бывали свойственны безрассудство и опрометчивость, он был не лишен мужества, что проявилось, например, когда он выхватил свой меч в Гефсиманском саду (Ин 18:10). Глубочайшим его падением стало троекратное отречение Петра от Христа – предательство, о котором он сам «плакал горько» (Мф 26:75).
Петр был первым из апостолов, кому Христос явился после своего воскресения (Лк 24:34). После вознесения Христа Петр предложил бросить жребий о том, кто заменит Иуду, исключенного из числа апостолов (Деян 1:15-26). В Пятидесятницу он произнес первую проповедь перед народом, возвестив о смерти и воскресении Иисуса и обратив этой проповедью около трех тысяч человек (Деян 2:14-41). А затем, исцелив хромого у врат Храма, Петр стал первым из апостолов, сотворившим чудо «во имя Иисуса Христа Назорея» (Деян 3:1-16). Позднее он вынес приговор за обман Анании и Сапфире и посрамил Симона Волхва, попытавшегося купить духовные дары (Деян 8:20).
О том, сколь значительное влияние Петр оказал на последующее развитие церкви, можно судить по ряду эпизодов его дальнейшей жизни. Во время миссионерского путешествия вдоль Палестинского побережья он остановился в Иоппии, где в чудесном видении ему было явлено, что новые христиане не будут связаны ветхозаветными запретами, касающимися пищи (Деян 10:11-16). Вскоре после этого он крестил центуриона Корнилия в Кесарии, открыв тем самым возможность вступления в церковь для язычников (Деян 10:48). Важное значение имела также его встреча с апостолом Павлом: через три года после своего обращения Павел пришел в Иерусалим, чтобы посоветоваться с Петром, и оставался с ним 15 дней (Гал 1:18). Ок. 44 Ирод Агриппа I заточил Петра в темницу в Иерусалиме, однако Петр был чудесным образом вызволен из темницы ангелом (Деян 12:3-11). После ряда миссионерских путешествий по странам Ближнего Востока и пребывания в Антиохии апостол Петр возвратился в Иерусалим, где сыграл ключевую роль на соборе, созванном там в 49 или 50 (Деян 15:4-14). Возобновив после этого свои путешествия, Петр посетил различные области Малой Азии и, возможно, Коринф, а позднее обосновался в Риме. Там, согласно весьма надежной традиции конца 1 и начала 2 вв., он был казнен между 64 и 68. По свидетельству Оригена, Петр, по его собственной просьбе, был распят вниз головой, так как считал, что недостоин подвергнуться той же казни, которую претерпел Господь. Он был погребен на Ватиканском холме, и над местом его погребения в настоящее время расположен главный алтарь собора св. Петра.
По свидетельству Папия Иерапольского и Климента Александрийского (Евсевий, Церковная история 2, 15), Марк написал свое евангелие по просьбе римских христиан, которые желали иметь книгу, где содержалось бы учение Петра. Два послания, приписываемые Петру, включены в канон Нового Завета, хотя многие исследователи утверждали, что Второе послание апостола Петра не могло быть написано им: оно разительно отличается от Первого послание по стилю и содержанию.
Петра называют «князем апостолов» не только по причине его природных задатков вождя, но и в силу особого служения, которое было возложено на него. При первой встрече с Петром Христос сказал ему: «ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: „камень" (Петр)» (Ин 1:42). Символический смысл этого пророчества обнаружился позднее в Кесарии Филипповой, когда, в награду за то, что Петр исповедал свою веру во Христа как «Сына Бога живого», ему было сказано: «ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного» (Мф 16:16-19). Иными словами, Симон получил новое имя, по-арамейски звучащее «Кефа», т.е. «камень», «скала», которое указывало на его место в церкви. В Новом Завете это имя несколько раз приводится в греческой транслитерации (kephas), однако чаще оно встречается в переводе на греческий – (petros), откуда образовано латинское Petrus и русское Петр. Вследствие большой важности этого текста выяснение его точного смысла стало предметом многочисленных споров. Протестантские теологи предлагали следующие интерпретации: под «камнем» следует понимать указание на самого Христа, а не на Симона; «камень» – это все апостолы; «камень» символизирует веру Петра, которая есть основание церкви; наконец, это символ особого положения, занимаемого Петром. Согласно же учению Римско-католической церкви, этот текст (и особенно слова о «ключах от Царства Небесного») указывает на то, что Петру была вручена реальная власть и юридические полномочия и что эти полномочия – в силу того, что церковь будет существовать до скончания времен, – должны быть переданы его преемникам. Даже троекратное отречение Петра от Христа не лишило его этой привилегированной позиции, так как после воскресения Христа он получил возможность подтвердить свою любовь к Господу и удостоился троекратного: «паси агнцев Моих... паси овец Моих... паси овец Моих» (Ин 21:15-17).
День памяти святого 29 июня (в Русской православной церкви 29 июня по старому стилю).
Булгаков С.Н. Святые Петр и Иоанн. Два первоапостола. Париж, 1926
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995
Задворный В.Л. История Римских Пап. Том I. От св. Петра до св. Симплиция. М., 1995
Браунригг Р. Кто есть кто в Новом Завете. М., 1998
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»