ЭЙЗЕНШТЕЙН, СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
ЭЙЗЕНШТЕЙН, СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (1898–1948), русский кинорежиссер, фильмы и теоретические работы которого, прежде всего в области монтажа, утвердили новые формы кинематографической выразительности.
Родился 10 (22) января 1898 в Риге, в семье инженера-строителя. Избрав профессию отца, учился в Петроградском институте гражданских инженеров; после революции 1917, в Гражданскую войну, записался добровольцем в Красную Армию, работал художником по декорациям в армейской самодеятельности. С окончанием войны вдохновленный революционными идеями Эйзенштейн пришел в авангардистский рабочий театр Пролеткульта, работал режиссером и художником по декорациям. В 1924 совместно с коллегами по Пролеткульту поставил свой первый фильм Стачка – о забастовке рабочих на одном из российских заводов. Следующий фильм Эйзенштейна, Броненосец «Потемкин» (1925), в острой драматической форме изобличал царский режим и рассказывал о восстании матросов на «Потемкине». В 1927 был поставлен фильм Октябрь – сложное, полное художественных экспериментов произведение, воссоздающее события большевистской революции, а еще через два года – картина Генеральная линия, о коллективизации сельского хозяйства. В 1930 Эйзенштейн отправился в США. В Голливуде он предложил для постановки несколько сценариев, но ни один из них не был принят. По возвращении в Россию режиссер сделал упор в работе на теоретические исследования и лекционные курсы. Впоследствии его статьи и лекции этого периода стали основой двух книг – Смысл фильма (1942) и Форма фильма (1949), где разрабатываются принципы цвета, звука и монтажа в кино. После вынужденного отказа от ряда замыслов, сценариев и фильмов Эйзенштейн ставит свою первую звуковую картину Александр Невский (1938) – о русской победе над тевтонскими рыцарями в 13 в.
Работа Эйзенштейна над его последним фильмом Иван Грозный (1944–1945) велась в условиях бдительного надзора и растущей критики со стороны сталинского режима, испытывавшего все большее раздражение творческой независимостью режиссера. Вторая серия фильма вышла в прокат только в 1958. Иван Грозный представляет собой масштабную эпическую композицию. Манера игры актеров приближена к оперному спектаклю. В режиссуре акцент перенесен с монтажа на эмоциональную насыщенность отдельного кадра.
Эйзенштейн считал монтаж ключевым элементом кинематографической выразительности. Он исходил из того, что противопоставление двух кадров производит эффект, превосходящий по силе воздействия эффект каждого кадра в отдельности. В отличие от многих режиссеров немого кино, Эйзенштейн не использовал кадр лишь для повествовательной и описательной функции, но работал с ним так же, как музыкант работает с нотами: ставя один кадр рядом с другим, он искал скрытую визуальную гармонию или диссонанс. Такого рода стилистика позволяла отображать на экране самые абстрактные темы: режиссер даже предполагал экранизировать Капитал К.Маркса.
В большей степени ассоциативная, чем повествовательная роль монтажа, стилизованная, «оперная» манера игры актеров в последних фильмах, масштабные эпические сюжеты, которые скорее оркестровывались, как музыкальные произведения, нежели просто рассказывались, эксперименты с контрапунктом звука и изображения, экспрессивные цветовые решения – в творчестве Эйзенштейна эти выразительные средства кино достигли апогея и более глубоко уже не разрабатывались и не исследовались другими режиссерами.
Умер Эйзенштейн в Москве 11 февраля 1948.
Эйзенштейн С.М. Избранные произведения, тт. 1–6. М., 1964–1971
Эйзенштейн в воспоминаниях современников. М., 1974
Шкловский В. Эйзенштейн. М., 1976
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»