ДОДИН, ЛЕВ АБРАМОВИЧ
ДОДИН, ЛЕВ АБРАМОВИЧ (р. 1944), русский режиссер. Родился 14 мая 1944 в Новокузнецке в семье геолога. Начал заниматься театром еще в школьные годы в Ленинграде в театральном кружке под руководством М.Дубровина. В 1966 окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК, курс под руководством Б.Зона). Профессиональную деятельность начал в Ленинградском театре юного зрителя спектаклем После казни прошу... (совместно с З.Корогодским). После постановки комедии Островского Свои люди – сочтемся! осложнились его отношения с руководителем театра З.Корогодским, и Додин вынужден был уйти из ТЮЗа. В 1975–1977 Додин – режиссер Театра драмы и комедии на Литейном (Роза Берндт Г.Гауптмана и др.). С 1975 – в Малом драматическом театре.
В 1981 поставил Кроткую по Достоевскому в Большом драматическом театре (вторая редакция – во МХАТ, 1985). В этом спектакле О.Борисов сыграл одну из лучших своих ролей. Исследование пограничных состояний человеческого сознания надолго станет одной из ведущих тем додинского творчества. В 1984 Додин ставит Господа Головлевы по Салтыкову-Щедрину во МХАТе. Сложный многофигурный спектакль «большого стиля» объединил разные поколения мхатовских актеров: А.Георгиевская, В.Кашпур, Г.Бурков, Е.Васильева и др. Химерический и до ужаса достоверный Иудушка-Смоктуновский соединял в спектакле мир реальный и мир «умертвий». Артист играл распад человека, постепенно сходящего в безумие. В финальном хороводе «умертвия» кружились вокруг героя, ищущего прощения и покоя.
После ухода из ТЮЗа известный театральный педагог А.Кацман пригласил Додина к совместной работе на актерском курсе ЛГИТМиКа. В 1979 со студентами был поставлен спектакль Братья и сестры по роману Федора Абрамова. Вместе с педагогом-режиссером начинающие артисты провели лето на родине Абрамова. В результате знакомства с бытом и персонажами северной русской деревни появились спектакли Дом (1980) и Братья и сестры (1985; спектакль шел два вечера). Со следующим курсом была осуществлена инсценировка Живи и помни Распутина (история скрывающегося близ родного села дезертира Великой Отечественной войны). В совместной работе были сформулированы идеи и принципы, сформирован основной состав труппы Малого драматического театра, который Додин возглавил в 1983. Додин построил свою модель театра-дома, наследуя основателям Художественного театра. Единство творческого метода и острота сценического взаимодействия – отличительные черты воспитавшейся здесь актерской группы: Н.Акимова, Н.Лавров, Т.Шестакова, С.Бехтерев, И.Иванов, В.Осипчук, П.Семак, И.Скляр, С.Курышев и др.
В следующих спектаклях Додин перешел к усложненной философской прозе, осмысляющей экзистенциальные проблемы бытия. В Повелителе мух Голдинга и Бесах Достоевского потрясало хирургическое бесстрашие анализа человеческой природы, который даже достовернейшему, по правилам психологического театра созданному «течению жизни на сцене» неминуемо придает привкус лабораторного опыта. Опытом обращения к социальной драматургии была постановка мелодрамы А.Галина Звезды на утреннем небе (первый вариант «чернухи» на русской сцене).
В спектаклях Для веселья нам даны годы молодые, сделанном опять-таки на основе педагогической работы в ЛГИТМиКе (инсценировка Стройбата С.Каледина, 1990), Клаустрофобия отрабатывались этюдные способы и приемы актерской игры. Метод «сочинительской» режиссерской работы (Додин, как правило, выступает и автором инсценировок) был развит в спектаклях Пьеса без названия (по недописанной пьесе Чехова) и в Чевенгуре Платонова.
Спектакль Пьеса без названия – третий опыт работы Додина над чеховской драматургией. До этого был Вишневый сад и двухлетний опыт работы над Тремя сестрами, которые так и не дошли до премьеры. В Пьесе без названия Лев Додин вместе с художником А.Порай-Кошицем выстроили мир, точно увиденный из марсианского «далека», где люди растворены в окружающем пространстве, уравнены с ним. Сцену занял бассейн, на скрипучих мостках расположились актеры. Ключевые сцены играются в воде. Несомненность песка, воды, дождя, нагого тела создает ощущение естественного прекрасного природного мира, резко контрастирующего с неестественной, некрасивой бессмысленной человеческой жизнью. Только в минуты любви и в смерти человеку дано слиться с ним. В финале спектакля в зеленоватой воде качается труп убитого: тишина, струи дождя, и тело человека на воде становится частью пейзажа.
В Чевенгуре снова заплещутся на сцене метафизические воды, гамлетовские вопросы смысла бытия будут обсуждать босые, оборванные, темные и одержимые люди. Абсолютно разные, они вместе с тем похожи на части некоего единого целого, одушевленные единой волей; в финале, уходя один за другим в небытие, они словно не тонут, но исчезают, растворяются в воде, и от каждого остается только могильный камень… В Чевенгуре Додин создаст зримую метафору обреченной страны, острова, края земли, к которому вплотную подошли, который подмывают и уносят воды Леты… Последняя по времени работа Молли Суини Б.Брилла – первая постановка ирландского классика на русской сцене.
Додин много ставит за рубежом, преимущественно в музыкальном театре: Свои люди – сочтемся! А.Островского (1987, Национальный драматический театр, Хельсинки), Электра Р.Штрауса (1995, Зальцбургский фестиваль) и др. Много лет преподает в ЛГИТМИКе (ныне Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, СПГАТИ), где заведует кафедрой режиссуры и актерского мастерства.
Малый драматический театр регулярно и подолгу гастролирует в Европе и Америке. В 1998 Малому драматическому театру, первому в России, был присвоен статус «Театра Европы». И если для зарубежного зрителя этот театр – образец русской театральной школы, то в России его воспринимают как самый европейский русский театр.
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»