ГАРМОНИЯ
ГАРМОНИЯ, в музыке – одновременное звучание нескольких тонов. Гармония имеет дело с вертикалью и совместным звучанием тонов – в отличие от контрапункта (полифонии), который имеет дело с горизонталью и в котором отдельные голоса, хотя и подчиняются законам гармонии, прежде всего являются самостоятельными мелодическими линиями. В классических произведениях органично сочетаются приемы гармонии и полифонии, но, как правило, преобладает тот или иной стиль письма. Например, в прелюдиях из Хорошо темперированного клавира И.С.Баха преобладает гармоническое письмо, а в фугах – контрапунктическое.
Простейшая форма гармонического аккомпанемента – аккордовая, когда аккорды движутся в одном ритме с мелодией. Такая форма свойственна хоровым изложениям гимнов или популярных песен. При более развитой и сложной мелодии гармония движется медленнее, ибо слух не способен воспринять слишком частые смены аккордов. При сопровождении мелодий в медленном или умеренном темпе нередко применяются арпеджио, т.е. «разложенные» аккорды, где тоны аккорда берутся по очереди, а не одновременно. Иногда в подобных случаях аккорды могут повторяться в соответствии с простой ритмической фигурой (как, например, в военном марше).
Предмет гармонии – прежде всего аккорды и их обращения (инверсии): трезвучия, секстаккорды, квартсекстаккорды, уменьшенные септаккорды, увеличенные секстаккорды, доминантсептаккорды, нонаккорды и т.д. Конечно, в гармонии изучаются качества отдельно взятого созвучия, но большее значение имеет изучение последовательностей аккордов и законов, управляющих сочетанием созвучий. Особое внимание уделяется кадансам, т.е. завершениям гармонических последовательностей, а также модуляциям, т.е. переходам из одной тональности в другую. Кроме того, гармония касается и области контрапункта, точнее говоря, вертикальных созвучий, которые образуются при сочетании мелодических линий (в этом случае учитываются проходящие звуки, задержания, альтерированные звуки и апподжиатуры – неприготовленные задержания). См. также АККОРД.
Происхождение учения о гармонии.
Термин «гармония» в специфически музыкальном смысле не синонимичен понятиям «благозвучие» или «созвучие»; он охватывает также «какофонию» и «диссонанс». Классическая гармония в том виде, в каком она представлена в музыке с конца 16 в. и описана Ж.Ф.Рамо в 18 в., отличается простотой и ясностью; в основе этой системы лежит трезвучие. Даже гармония 19 в., более сложная и насыщенная хроматизмами, остается в своих основах классической, и самые смелые аккордовые последовательности в музыке Р.Вагнера (1813–1883) могут рассматриваться как результат развития классических законов.
Целотоновая аккордика К.Дебюсси (1862–1918) и других импрессионистов (т.е. аккордика, основанная на звукоряде из целых тонов: до – ре – ми – фа-диез – соль-диез – си-бемоль) вытекает из принципа доминантового нонаккорда. Смысл ее, однако, состоит прежде всего в том, что октава делится не на семь, а на шесть равных промежутков. Таким образом, аккордика импрессионистов вступает в особые отношения с общепринятой системой темперации. Увеличенное трезвучие (до – ми – соль-диез) является производным от целотонового звукоряда и так же, как он, основано на симметричном делении октавы. Еще один пример симметрии – уменьшенный септаккорд (до – ми-бемоль – фа-диез – ля). Аккорды такого типа играют важную роль при модуляциях или в случаях, когда композитору желательно создать эффект тональной неопределенности; они могут нотироваться разными способами и трактоваться как принадлежащие разным тональностям.
Классическая аккордика основана на трезвучии – как геометрия Евклида покоится на определенных аксиомах. Но подобно тому, как существует неевклидова геометрия, существует и не-трезвучная аккордика. В соответствующих условиях увеличенные или уменьшенные аккорды могут звучать вполне устойчиво и не требовать разрешения в аккорды определенной тональности.
Постклассическая гармония.
Для современного творчества характерен все больший отход от закономерностей классической гармонии. Так, А.Шёнберг (1874–1951) постоянно употреблял гармонию, построенную по квартовому принципу, и эти созвучия (так же, как и целотоновые созвучия импрессионистов) имели свою логику организации. В результате созвучие типа соль – до – фа обретало статус тонического трезвучия в классической гармонии; от него могли строиться соответствующие многозвучные аккорды. Но даже при включении альтерированных тонов квартовая (или другая «сконструированная») гармония не может дать того разнообразия и богатства, которое предоставляет классическая терцовая гармония.
Ранние додекафонные сочинения Шёнберга не содержат оригинальной гармонической системы; в дальнейшем композитор экспериментировал с разными способами симметричного деления октавы. Другие авторы, не связанные с додекафонией, тоже проводили опыты по созданию новых типов аккордики. Если когда-нибудь будет принята иная система темперации (например, делящая октаву на 19 частей), то возникнет то же противоречие, пока не будет создана соответствующая новой темперации гармоническая система.
Способин И.В. Лекции по курсу гармонии. М., 1969
Холопов Ю.Н. Очерки современной гармонии. М., 1974
Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера. М., 1975
Этингер М.А. Раннеклассическая гармония. М., 1979
Ответь на вопросы викторины «Экзамен по Рок-н-Роллу»