ДЖЕТРО ТАЛЛ
ДЖЕТРО ТАЛЛ (Jethro Tull), английская музыкальная группа. Образована в конце 1967. Первоначальный состав: Ян Андерсон (Ian Anderson) – вокал, флейта, гитара; Мик Эбрахамс (Mick Abrahams) – гитара, вокал; Глен Корник (Glen Cornick) – бас-гитара; Клайв Банкер (Clive Bunker) – ударные.
«Джетро Талл» – одна из групп, способствовавшая трансформации рок-музыки из развлекательного и легковесного жанра в серьезное и глубокое направление современного искусства. Их музыку можно определить как прогрессивный рок (progressive rock) или арт-рок (art-rock, от «art», что означает «искусство»). Особенность этого коллектива в том, что музыкальная усложненность, которая порой являлась самоцелью для некоторых других групп этого направления, выглядит у «Джетро Талл» очень естественно. Эта усложненность соединена в их музыке с одной стороны с тонким мелодизмом и проникновенной лиричностью, а с другой – с мощнейшим рок-н-ролльным напором.
Предыстория «Джетро Талл» включает в себя несколько групп, в которых Ян Андерсон и его товарищи совершенствовали свое мастерство, начиная с 1963: The Blades («Блэйдз»), The John Evan Band («Джон Ивэн Бэнд»), The John Evan's Smash («Джон Ивэн'з Смэш»), Navy Blue («Нэйви Блю») и др.
В начале 1968 группа выпустила первый сингл с песнями Солнечный день (Sunshine Day) и Аэроплан (Aeroplane). К тому времени музыканты нашли окончательное название для своего коллектива. Это было имя английского агронома 18 в., чей трактат привлек внимание Андерсона. Однако первый сингл группы вышел с опечаткой: название было обозначено как «Jethro Toe». Большого успеха сингл не имел, но группе удалось за короткий срок завоевать популярность у слушателей благодаря концертам, а также первому альбому Это был Джетро Талл (This was Jethro Tull,1968). В тот период группа исполняла преимущественно электрифицированный ритм-н-блюз, необычность которому придавал звук флейты Яна Андерсона. Он выучился играть на флейте в короткий срок, испытывая определенное влияние джазового исполнителя Роланда Керка (Roland Kirk).
Зарекомендовав себя многообещающим британским коллективом, «Джетро Талл» в мае 1969 выпустили сингл с одной из самых своих известных песен – Живя в прошлом (Living in the Past), а летом – второй альбом под названием Встань (Stand up). Музыка этого диска сильно отличалась от дебютной работы. Наполненный множеством удивительно красивых и выразительных песен, диск стал поворотным в творчестве группы, обозначив отход от ритм-н-блюзовых стандартов в сторону экспериментальной музыки, в которой блюзовые элементы сочетались с элементами европейской традиции, в частности, народной музыкой Англии, Шотландии и Ирландии. Этот поворот во многом объяснялся тем, что Эбрахамс покинул «Джетро Талл» в конце 1968, а Андерсон стал главной творческой фигурой группы. После смены нескольких гитаристов, одним из которых был Тони Йомми (Tony Yommi), ныне известный как гитарист «Блэк Саббат» (Black Sabbath), в группу пришел Мартин Барр (Martin Barre).
«Джетро Талл» много и успешно концертировали по Великобритании и США. В США пластинки группы часто занимали даже более высокие места в хит-парадах, чем на родине. Так, концептуальный альбом Тупой, как пробка (Thick as a Brick, 1972), построенный на стихах вымышленного персонажа мальчика-вундеркинда, занял первое место американского хит-парада и четвертое хит-парада Британии.
Песни третьего альбома Бенефис (Benefit, 1970) посвящены социальным темам. Ян Андерсон, крайне серьезно подходивший к сочинению текстов песен, обращает на себя внимание как весьма искусный и склонный к сарказму поэт.
Самый известный альбом Акваланг (Aqualung, 1971) – это концептуальная работа, в котором высмеивались социальное устройство и моральные устои западного общества. Многие песни были созданы в форме сатирических историй и зарисовок, как песня о старом бродяге по прозвищу Акваланг.
Апогей композиционной фундаментальности «Джетро Талл» – альбом Игра страстей (A Passion Play, 1973). Это целостное произведение повествовало о странствиях души умершего молодого человека по загробному миру. В текстах этой пластинки Андерсон дал полную волю своим поэтическим амбициям и сатирическим способностям. После столь сложной работы, вызвавшей нападки многих критиков, хотя и тепло принятой слушателями, Андерсон возвратился к более короткой песенной форме. Диск Дитя войны (War Child, 1974) состоял из нескольких интересных композиций, подготовленных для одноименного фильма, который, однако, не был снят.
В 1975 группа использовала элементы английской баллады, выпустив диск Менестрель на галерее (Minstrel in the Gallery). Впоследствии эта линия была продолжена.
Идеи утраты современными людьми связи с природой, естественной средой жизни человека нашли отражение в альбоме Тяжеловозы (Heavy Horses, 1978). Андерсон использует образ тяжеловозов, лошадей, которые больше не нужны английскому крестьянину, потому что их функции теперь выполняет трактор, символ разрушительной связи.
Все 1970-е «Джетро Талл» активно гастролировали, их продолжительные выступления неизменно собирали большое число зрителей и отличались яркой театрализованностью и совершенным звучанием. Концерт 9 октября 1978 в зале Мэдисон Сквер Гарден (Нью-Йорк) был беспрецедентным в истории музыки: помимо примерно 100 тыс. человек, пришедших на это выступление, увидеть и услышать его имели возможность еще 400 млн. человек во всем мире, так как концерт транслировался по радио и телевидению.
Идея Андерсона записать свой сольный альбом вылилась в то, что у «Джетро Талл» почти полностью обновился состав: альбом A вышел под маркой «Джетро Талл», а музыканты, привлеченные Андерсоном для записи этой работы, стали новыми членами группы: бас-гитарист Дэйв Пегг (Dave Pegg), барабанщик Марк Крэйни (Mark Craney), клавишник Эдди Джобсон (Eddie Jobson). От прежнего состава остались только Барр и сам Андерсон. Позже на место ударника пришел Пол Берджесс (Paul Burgess).
Главной темой альбома Палаш и Зверь (Broadsword and the Beast) было состояние страха и фрустрации, в котором пребывает большинство современных людей и которое символизирует Зверь. Преодолеть это состояние можно с помощью символического Палаша, которым надо поразить Зверя.
Название диска, выпущенного в 1985 говорит само за себя: Классический случай: Лондонский симфонический оркестр играет музыку «Джетро Талл» (A classic case: The London Symphony Orchestra Plays the Music of Jethro Tull).
За альбом Герб пажа (Crest of a Knave, 1987) группа получила премию «Грэмми» (Grammy) в номинации «лучший альбом в стиле хэви-метал», обойдя группу «Металлика» (Metallica), хотя к хэви-металу музыка «Джетро Талл» имела весьма отдаленное отношение. Альбом получился гораздо более выразительным, нежели предшествовавшие ему работы.
Разноплановость и разносторонность всегда была характерной чертой «Джетро Талл», что еще раз продемонстрировал альбом 1989 года Скалистый остров (Rock Island), состоящий из изящных мелодических номеров и явного хард-рока.
В целом группа находилась на стабильной творческой высоте и продолжала развивать направление прогрессивного рока (альбом Всплывает сом (Catfish Rising, 1991)).
Новый альбом Джетро Талл дот ком (Jethro Tull dot com, 1999) получился несколько коммерческим. «Джетро Талл» намеревались создать нечто более общедоступное и близкое к традиционной поп-музыке, нежели предыдущие работы. Но и в этом альбоме есть ряд весьма интересных композиций.
«Джетро Талл» продолжают активно гастролировать: большую часть их концертной программы составляют песни 1970-х.
В 2003 группа была на гастролях в Москве.
Александр Зайцев
Barbara Espinoza. Driving In Diverse: A Collective Profile of Jethro Tull. Morris Publishing; 1999
Scott Allen Nollen, Ian Anderson, David Pegg. Jethro Tull: A History of the Band, 1968–2001. McFarland & Company; 2001
Ответь на вопросы викторины «Экзамен по Рок-н-Роллу»