ГОРБУНОВ, ИВАН ФЕДОРОВИЧ
ГОРБУНОВ, ИВАН ФЕДОРОВИЧ (1831–1895), русский актер, писатель, в творчестве которого соединились обе эти профессии, окончательно утвердив и оформив жанр сценического рассказчика.
Cын мелкого фабричного служащего из крепостных и крепостной крестьянки, родился 10 сентября 1831 в селе Ивантеево (Коптино) Московского уезда Московской губернии. Курса гимназии окончить не удалось и вынужден был подрабатывать репетиторством и перепиской. Судьба свела его с артистом Малого театра П.Садовским, в семье которого он был репетитором по чистописанию. Затем, в 1849, попал в переписчики пьесы к А.Н.Островскому. Под впечатлением от его произведений, написал ряд рассказов и жанровых сцен на бытовую тему (Из московского захолустья, Утро квартального надзирателя, Сцена у пушки, Мастеровой и др). Вскоре становится участником литературных чтений в журнале «Москвитянин», сближается с передовым кругом писателей. Но первый его литературный дебют состоялся в 1855 в «Отечественных Записках». Одновременно мечтает и о сцене; и в этом ему помогает П.Садовский, который в 1854 вывел Горбунова на сцену Малого театра в свой бенефис. По совету друзей поступает в 1855 в Петербургский Александринский театр, где выступал до конца жизни, исполняя в основном бытовые роли второго плана (лучшей из них признана роль Кудряша в пьесе А.Н.Островского Гроза, где проявилось его лирико-комедийное дарование). Наибольшее признание получил в качестве актера-рассказчика, исполнителя своих произведений, а также современных и классических авторов. На волне общественного подъема 1860-х его популярность стремительно росла, получая признание публики новизной открытых им характеров, а также используемых сценических приемов. Театр Горбунова обобщил и синтезировал все лучшее, что предшествовало ему в концертно-разговорном жанре, который до него также использовали артисты - М.Щепкин, П.Садовский, В.Живокини. Это был в полном смысле «театр одного актера», обладающий богатством выразительных средств от мимики и жеста до речевых и интонационных нюансов. Он вдыхал жизнь в десятки сценических персонажей, каждого из них наделяя особой пластикой и красками говора. Одним из главных достоинств его выступлений была та импровизационная свобода, которой он в совершенстве распоряжался. Его герои, как правило, простые люди - крестьяне, солдаты, мастеровые, фабричные рабочие, квартальные и околоточные. Рассказы Горбунова, инсценированные и вдохновенно сыгранные, привлекали мастерством характерной детали, лаконичного штриха, раскрывавшими мир человека из народа. Этот мир раскрывался им, как правило, лирико-комедийными, юмористическими красками. Другим направлением было сатирическое, социально-бытовое. На протяжении многих лет он развивал и совершенствовал типичный образ отставного генерала Дитятина, слабоумного ретрограда пореформенной России, от лица которого произносились импровизированные речи, выступления и тосты на самые важные злободневные и политические темы.
Но общественная ситуация в России менялась, на смену подъему и времени надежд пришли реакция и застой. Он не мог не чувствовать, насколько теряет в звучании, мельчает утвержденный им жанр. Интерес к живым, острым проблемам, сатире уступает место искусству развлекательному, близкому к безобидному анекдоту.
Начиная с 1880-х выступал на сцене театра все реже, сторонясь одновременно и частных выступлений. Посвящает свое время созданию Музея русского театра. Благодаря стараниям Горбунова, в 1888 первый русский театральный музей был открыт. Собранный им фонд послужил основой для будущего театрального музейного дела, продолженного А.А.Бахрушиным.
В последние годы жизни проявил себя как серьезный исследователь истории русского театра, написав статьи: Первые русские придворные комедианты, Московский театр в 18 и 19 столетиях, Драматические деятели в биографиях, От основания русского театра до нашего времени.
Умер 24 декабря 1895 в Петербурге.
Екатерина Юдина
Кузнецов Е. Иван Федорович Горбунов. М., 1947
Кони А.Ф. Воспоминания о писателях. Л., 1965
Ответь на вопросы викторины «Псевдонимы...»