ГО СИ
ГО СИ (11 в.), китайский художник и теоретик искусства, мастер пейзажа, создатель классических образцов китайской живописи тушью.
Жил в эпоху Северной Сун (960–1127), когда центром правления сунской династии (равно как и крупнейшим культурным центром) был город Бяньлян (нынешний Кайфын; провинция Хэнань в Центральном Китае). Годами его рождения и смерти принято приблизительно считать 1020–1090, а годами творческого расцвета – 1060–1080. Уже в молодости был принят в Академию живописи. Расписал ряд перегородок в императорском дворце. Подавляющее большинство его произведений не сохранилось; лишь немногие из работ, хранящихся в современных собраниях, можно считать безусловно подлинными. Среди них обычно в первую очередь называют Горы осенью (галерея Фрир, Вашингтон) и Весенний снег в горах Гуань (1072, музей Гугун, Пекин); в том же музее Гугун, шанхайском Городском музее, Национальном дворце в Тайбэе и некоторых других коллекциях находится еще несколько «Го Си», степень аутентичности которых достаточно высока. Все они представляют собой монохромные горные пейзажи, написанные тушью по шелковым свиткам.
Вошел в мировую традицию не только благодаря своему мастерству живописца, но и потому, что оставил заметки об искусстве, изданные его сыном Го Сы в виде трактата Высокое послание лесов и потоков (трактат состоит из двух частей, «Наставление о горах-водах» и «Тайны живописи»; к тому же Го Сы добавил к нему и собственное послесловие «О живописи», рассказав, как работал отец). Текст этот, беспрецедентный не только для европейской, но даже и для самой китайской эстетики (где средневековый пейзаж, выделившись в самостоятельный жанр, все же не был еще теоретически осмыслен столь глубоко и тонко), служит лучшим комментарием к творчеству мастера. Пейзажи с их «дымками, туманами, святыми» (фигурки даосских отшельников – одна из важнейших их деталей) – это откровение природы, необходимое «совершенному человеку», который стремится к идеалу, но не в состоянии жить подобно святому, полностью отрешившись от мира. Дабы это откровение в свою очередь было совершенным, «горы-воды» (традиционное китайское название подобного панорамически-далевого пейзажа) должны быть удобными для мысленного «путешествия и жизни в них», отсюда необходимость больших пространственных дистанций в образе. К тому они же и сами образы должны быть живыми, воспроизводящими природу в виде большого существа со «скалами-костями», «водой-кровью», «землей-мясом» и т.д. Утверждая эту идею, восходящую к концепции «дао» как закона человека и природы, Го Си призывает художников к тщательному наблюдению и отбору «чудесных картин» на основе непосредственного натурного опыта, отвергая укоренившийся принцип «застывших форм» и нагромождения деталей, равно как и навык рабского подражания старым мастерам.
При императоре Хой Цзуне (1101–1126), который, напротив, культивировал в Академии любовь к деталям и пестрый декоративизм, дворцовые композиции на перегородках, равно как и многие пейзажи на свитках, исполненные Го Си, были уничтожены. Однако с веками его искусство, прилежно копируемое, прочно вошло в национальный канон.
Самосюк К. Го Си. М., 1978
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»