ЛЖЕДМИТРИЙ III
ЛЖЕДМИТРИЙ III (? –1612) – третий самозванец и авантюрист, объявивший себя в годы Смуты русским царем Дмитрием Ивановичем и «оглашенный» им 4 декабря 1611 во Пскове. По одним данным – «вор Сидорка», по другим – московский дьякон Матвей «из церкви за Яузой». В 1611 в Новгороде на рынке объявил себя «чудесно спасшимся царевичем Дмитрием», но был опознан и с позором изгнан из города. Бежал в Ивангород и там 23 марта 1611 вновь объявил себя царевичем. Вступал в переговоры с шведским комендантом Нарвы Филиппом Шедингом, шведский король посылал к Лжедмитрию III посла, но тот счел собеседника самозванцем.
8 июля 1611, собрав небольшое войско, Лжедмитрий III от Иваногорода подошел к Пскову, но узнав, что сюда же идут шведские войска, испугался разоблачения и двинулся в Гдов. Тем не менее, шведский генерал Горн прислал ему послание, где писал, что его «признают уже многие», поэтому шведский король дает ему удел во владение. Послание заканчивалось предложением отказаться от притязаний на русский престол в пользу шведского принца. Играя в «законного царя», Лжедмитрий III отверг это предложение.
4 декабря 1611 года въехал во Псков, где был «оглашен» царем. Узнавшие о самозванце К.Минин и Д.Пожарский в своих грамотах призывали народ, не верить «ни Маринке с сыном, ни тому вору, что стоит под Псковом». Однако, московские казаки послали в Псков своих представителей Казарина Бегичева и Нехорошку Лопухина, которые при большом стечении псковичей заявили, что перед ними «истинной государь наш». Еще один казак, ярый сторонник прежнего самозванца, Лжедмитрия II, Иван Глазун-Плещеев, убедил остатки Первого казачьего ополчения принести присягу Лжедмитрию III.
2 марта 1612 казаки присягнули Лжедмитрию III, затем присягу принесли южные и северские города, Алатырь и Арзамас (кроме ближайших к столице). В специальном послании, присланном в марте 1612 в Гдов Лжедмитрию III, сообщалось, что московские казаки присылают в подмогу «самодержцу» Ивана Глазуна-Плещеева и атамана Казарина Бегичева с казачьим отрядом. При этом Плещеев, лично знавший Лжедмитрия II, вновь публично признал в новом самозванце царя Дмитрия Ивановича, после чего псковичи предложили Лжедмитрию III царствовать. Но дорвавшись до власти, тот начал распутную жизнь, раздачу чинов и обложил посадский люд тяжелыми поборами
Московские казаки, разочаровавшись в «царе», ушли из Пскова, сами псковичи также были готовы его свергнуть. Лжедмитрий III в ночь на 18 мая 1612 бежал из Пскова, но отряд псковичей догнал его; самозванец был посажен в клетку и выставлен на всеобщее обозрение, чтобы всякий мог обругать его и плюнуть в лицо. 1 июля 1612 его повезли в Москву, по дороге на обоз напал отряд поляков под командованием некоего Лисовского, в короткой схватке Лжедмитрий III был убит.
Наталья Пушкарева
Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. М., 1937
Скрынников Р.Г. Лихолетье. Москва в XVI–XVII веках. М., 1988
Ответь на вопросы викторины «Знаменитые речи»