ТЕАТРАЛЬНЫЙ ОКТЯБРЬ
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ОКТЯБРЬ (объединение левых театров), название программы, выдвинутой после октября 1917 лагерем левых художников и сформулированной В.Э.Мейерхольдом осенью 1920. Она во многом определила направление поисков в сценическом искусстве начала 1920-х. Исходя из убеждения, что за революцией социальной тотчас должна последовать революция театральная, сторонники Театрального Октября считали своей задачей полное разрушение старого искусства и создание на его развалинах искусства принципиально нового. Сцена, по их мнению, должна была превратиться в политическую трибуну, в средство агитации и пропаганды в революционной борьбе.
Первооткрывателями на этом пути стали футуристы, которых восхищала стихийная разрушительная сила революции. Футуристический театр возник еще в 1913 в Петербургском Союзе молодежи (постановки оперы А.Е.Крученых, В.В.Хлебникова, М.В.Матюшина и К.С.Малевича Победа над солнцем и трагедии В.В.Маяковского В.В.Маяковский). Н.Н.Пунин, О.М.Брик, К.С.Малевич, В.В.Каменский, Д.Д.Бурлюк, В.В.Маяковский подняли на щит беспредметное искусство, алогизм, низовое массовое зрелище, проявляя интерес к балагану, эстраде (мюзик-холлу), цирку. Предлагалась «бульваризация форм искусства», использование лубка, плаката, уличной рекламы. Считалось, что таким образом новое искусство полностью сольется с потребностями народного зрителя. «Взорвать, стереть с лица земли старые художественные формы…», – писал Н.Пунин, призывая к разрушению всякого культурного наследия. Они считали, что лишь футуристическое искусство есть искусство пролетариата, требуя «сбросить Пушкина с корабля современности». Назвав себя сторонниками пролетариата, левым фронтом искусств, футуристы объявили Гражданскую войну всем старым формам искусства, в том числе и старому театру. В 1918 они издали декрет о демократизации искусств и создании театра улиц. Активно участвовали в подготовке массовых зрелищ в Петрограде в 1918–1920, традиция устройства которых восходит к к массовым зрелищам эпохи Великой Французской революции (Действо о III интернационале, Мистерия освобожденного труда, К мировой коммуне и др.). Футуристов поддержали известные деятели искусств Ю.П.Анненков (оформление массовых празднеств Гимн освобожденному труду, 1920, Взятие Зимнего дворца, 1921, как режиссер поставил пьесу Л.Н.Толстого Первый винокур в Эрмитажном театре Петроград, 1919, в постановке которой использовал принципы футуризма), Н.Н.Евреинов (поставил известный спектакль Самое главное, 1921), сценаристы и режиссеры С.Э.Радлов, А.Р.Кугель, Н.В.Петров, Н.П.Охлопков (поставил в 1921 в Иркутске действо Борьба труда и капитала).
В 1920 во главе Театрального отдела Народного Комиссариата Просвещения встал В.Э.Мейерхольд. Он был назначен на должность заведующего Московским отделением ТЕО решением А.В.Луначарского (до него отделением руководили партработники О.Б.Каменева и В.Р.Менжинская). После октябрьского переворота 1917 Мейерхольд, прошедший путь от психологической школы Станиславского до экспериментов символистского театра, устремился в русло публицистического театра. 5 ноября 1917 на общем собрании артистов бывших императорских театров он произнес речь о свободе искусства, призвав сломать старое ради утверждения нового. Он покидает Александринский и Мариинский театры, вступает в партию, много выступает в диспутах, в печати. К первой годовщине Октября подготовил первую редакцию Мистерии-Буфф В.Маяковского в Театре музыкальной драмы в оформлении К.Малевича (1918). 21 июня 1918 открыл при ТЕО Курсы мастерства сценических постановок (КУРМАСЦЕП).
Программа Театрального Октября реализовывалась двумя способами: административным и творческим. На первом этапе Мейерхольд пытался осуществить революцию в театре чисто административными мерами, декретами и указами (октябрь 1920 – февраль 1921).
ТЕО и его печатный орган «Вестник театра» стали проводить в жизнь лозунг «Да здравствует Великий Октябрь в искусстве!» «Вестник» сформулировал и опубликовал лозунги Театрального Октября: «переоценка всех ценностей, борьба со старыми академическими театрами и создание театров для нового зрителя („разрушая, созидать")». Старые, прежде всего академические, театры объявлены оплотом контрреволюции. Мейерхольд издал декрет о национализации имущества академических театров, хранилищ декораций, костюмов, реквизита и их передачи провинциальным театрам. Вместо продажи театральных билетов он пытался ввести систему принудительно распределявшихся жетонов. При театрах учредил театральные комендатуры, а организацию театрального дела стремился уподобить организации армии с регулярными частями под порядковыми номерами – Театр РСФСР 1, 2. 3 и т.д. 6 октября 1920 труппа красноармейского самодеятельного театра захватила здание театра Незлобина и провозгласила себя первым окружным самодеятельным театром Красной Армии, впоследствии реорганизованным в театр «РСФСР-2». Так по аналогии с политическими методами эпохи военного коммунизма в обществе проводилась политика военного коммунизма в театре. Этот экстремизм сближал программу Театрального Октября с программой Пролеткульта с тем лишь различием, что Пролеткульт ориентировался преимущественно на самодеятельное народное творчество и декларировал отказ от профессиональных драматургов, режиссеров, актеров. Театральный Октябрь же напротив, возлагал надежды на преобразование сценического искусства силами профессиональных мастеров-новаторов, футуристов, кубистов, конструктивистов.
Луначарского пугал крайний радикализм Мейерхольда. Он вывел из-под руководства ТЕО академические театры, а в феврале 1921 ТЕО НКП реорганизовано в ТЕО Главполитпросвета под руководством Н.К.Крупской. Мейерхольд, не захотев быть заместителем, подал в отставку.
Потерпев поражение как чиновник-администратор, он сосредоточился на реализации идей Театрального Октября в созданном им в 1920 «Театре РСФСР-1», где выдвинул концепцию спектакля-митинга. Этот театр стал первым советским театром, провозгласившим программу противостояния театру буржуазному и выдвинувшим лозунг борьбы с аполитичностью театрального искусства. Театр стал рупором Театрального Октября. Несмотря на то, что коллектив существовал всего один театральный сезон и выпустил только два спектакля (Зори Э.Верхарна, 1920, Мистерия-Буфф В.В.Маяковского, 1921), его творчество стало программным для Театрального Октября. В труппу вошли актеры Нового театра В.Ф.Комиссаржевского (ХПСРО), Вольного театра и театра Госпоказ: М.И.Бабанова, В.Ф.Зайчиков, М.И.Жаров, И.В.Ильинский, В.М.Бебутов, А.А.Мгебров, А.Я.Закушняк и др. По мысли Мейерхольда, он должен был ставить пьесы двух полярных жанров: революционную трагедию и революционную буффонаду. Тексты пьес наполнялись злободневным материалом, спектакли напоминали митинги, отвечая принципам Театрального Октября: политическая актуальность тематики, революционный пафос, агитационность, публицистичность, плакатность, стремление к прямому контакту со зрителем. Поиски новых выразительных средств включали в себя кубофутуристичекие декорации В.В.Дмитриева и А.М.Лавинского, ввод цирковых, акробатических номеров, отсутствие занавеса и рампы, перенос действия в зрительный зал. На смену привычным декорациям пришли фанера, ткань, кумач, веревка, дерево. Впервые опробован принцип «раздевания театра»: актеры играли без грима и париков при минимуме декораций. Ради идеи полного слияния с новым зрителем разрешалось не снимать шапок, курить махорку, грызть семечки – все было предельно демократично. Театр утверждался не как вечернее развлечение, а как средство агитации и пропаганды.
Теми же идеями рождены постановки С.М.Эйзенштейна в 1 Рабочем театре Пролеткульта (Мексиканец по Дж.Лондону, 1921), С.Э. Радлова в петроградском театре «Народная комедия», Н.М.Фореггера в Мастерской Фореггера, постановки И.Г.Терентьева в Агитационном и Красном театрах (Джон Рид по книге 10 дней, которые потрясли мир), А.И.Канина в Саратове (Паровозная обедня В.В.Каменского), Н.П.Охлопкова в Иркутске в Молодом театре (Мистерия-Буфф В.Маяковского) и др.
Немалую роль в программе Театрального Октября сыграли театры малых форм: Теревсаты, кабаре «Кривой Джимми», 1922 (будущий московский театр Сатиры), «Балаганчик», 1921, которые работали в жанре политической сатиры.
ТЕРЕВСАТ (театр революционной сатиры) первоначально был театром малых форм, постановщиком агитпьес, злободневных политобозрений. Являлся предшественником «Синей блузы» и «Живой газеты». Организован в 1919 при Политуправлении Западного Фронта в Витебске поэтом М.Я.Пустыниным, автором пьес и политобозрений. С 1920 аналогичные театры возникли в Петрограде, Киеве, Томске. В дальнейшем Теревсаты перешли к многоактным спектаклям. Московский Теревсат в 1922 реорганизован в московский Театр Революции.
Н.М.Форрегер организовал в Москве Мастерскую Фореггера (Мастфор, 1920), где эспериментировал с соединением мюзик-холла, цирка, кино и театра в одном представлении. Вслед за Мейерхольдом, придумавшим биомеханику, Фореггер создал свою систему воспитания синтетического актера (тефизтренаж).
Исканиям Мейерхольда близка была практика ФЭКСов (Фабрика эксцентрического актера), творческая Мастерская, существовала в Петрограде в 1921–1924. Организаторы – Г.М.Козинцев, Г.К.Крыжыцкий, Л.С.Трауберг, С.И.Юткевич. Обвиняя театры в творческом застое, примитивном психологизме, поверхностном реализме, они утверждали эксцентризм, как высшую форму театральности. Это было искусство яркой пластической выразительности, построенное на динамике и цирковых трюках. Пропагандировали низкие жанры: мюзик-холл, варьете, балаган, цирк. В 1922 опубликовали сборник статей Эксцентризм с программой, близкой идеям и практике ЛЕФа, Мейерхольда, Маяковского, Эйзенштейна (Сцепка трюков ФЭКСов перекликалась с теорией Монтажа аттракционов Эйзенштейна).
С окончанием Гражданской войны и политики военного коммунизма движение Театрального Октября сошло на нет, закрылся и театр РСФСР-1 (6.9.1921). Поиски Мейерхольда пошли по пути циркизации (конструктивизм, биомеханика), мюзикхоллизации и кинофикации театра, получивших развитие в практике ГОСТИМа (1923–1938), МАСТФОРА (1920–1924), и других театров 1920-х, деятельности В.Р.Гардина и В.Пудовкина в театре.
Программа Театрального Октября оказала большое влияние на эстетику художественного авангарда 1920-х. Новаторство в сценическом оформлении, мобильность театрального действия, изобретение приемов агиттеатра (рождение жанра политобозрений, театральной публицистики), внедрение в театр цирковой эксцентрики, монтажных ритмов кино – этот арсенал выразительных средств использовался не только в театре, но и в изобразительном искусстве 1920-х, а в 1950-х – 1960-х возродился в практике Московского Театра Сатиры В.Н.Плучека (Баня, 1953, 1967, Мистерия-Буфф, 1957, Клоп, 1955), Театра на Таганке Ю.П.Любимова (10 дней, которые потрясли мир, 1965).
Из Театрального Октября вышла плеяда крупных деятелей отечественного искуcства, среди них: Г.В.Александров, Н.И.Альтман, М.И.Бабанова, Э.П.Гарин, Ю.С.Глизер, В.В.Дмитриев, М.И.Жаров, И.В.Ильинский, Г.М.Козинцев, С.И.Юткевич, С.М.Эйзенштейн и др.
Елена Ярошевич
Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы, тт. 1–2. М., 1968
Рудницкий К.Л. Режиссер Мейерхольд. М., 1969
Марков П.А. О театре, тт. 1–4. М., 1974–1977
Золотницкий Д.И. Зори театрального Октября. Л., 1976
Золотницкий Д.И. Будни и праздники театрального Октября. Л., 1978
Золотницкий Д.И. Роман с советской властью. М., 1999
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»