ВИТОВТ
ВИТОВТ (ок. 1350– октябрь 1430) – князь городенский, трокский, великий князь литовский (1392–1430), сын жрицы Бируты и князя литовского Кейстута Гедиминовича, племянник Ольгерда. В крещении носил разные имена: в первом католическом – Виганд, в православном и втором католическом – Александр. В литовской истории именуется Виаутас, в германской – Витольд.
С отрочества не раз подвергался испытаниям судьбы: в 1363 вместе с отцом, Кейстутом, бежал от преследований своего дяди Ольгерда и несколько лет имел убежище во владениях Тевтонского ордена. С 1368 был полноправным участником военных походов, в том числе в 1370 – похода отца и дяди (Кейстута и Ольгерда) на Польшу и Пруссию, в 1372 – на Москву, в 1376 – вновь на Пруссию.
Со смертью Ольгерда (1377) отношения между двоюродными братьями – Витовтом (князем литовским) и Ягайло (князем польским, наследником Ольгерда) резко обострились. Чтобы покончить с притязаниями родственников на польские земли, Ягайло принял решение захватить в плен всю семью Кейстута, в том числе и Витовта. В 1381 Ягайло выполнил свое решение, отдав распоряжение задушить дядю Кейстута и его жену Бируту. Витовту же чудом удалось бежать, переодевшись в платье служанки матери Бируты; он двинулся в Пруссию, к магистру Тевтонского Ордена и вновь нашел там убежище.
В 1385 – после унии Литвы с Польшей – Витовт, опираясь на литовских и русских земельных собственников, живших в русских областях Литвы, развернул борьбу за независимость Литвы от Польши и добился от Ягайло признания за собой (на правах наместника) земель Великого княжества Литовского. В 1386 принимал участие в массовом крещении литовцев, чем способствовал распространению в Литве католичества. Он узаконил систему участия аристократии в «избрании» великого князя, уничтожив при этом множество областных княжений и создав систему крупных административных постов в своем окружении. Следствием его политики было укрепление государства, не чуждого польских заимствований, национально не однородного, но исключительно умело спаянного единым антипольским настроением и властно направляемого из единого центра и единовластного правителя. В руках Витовта оказался бывший главный церковный центр русской земли – Киев, чем дальновидный правитель и пользовался, проявляя некоторые заботы о православном населении. Не без участия русского митрополита Киприана, находившегося в далеком от Витовта Владимире, литовский князь принял решение породниться с в. кн. московским Василием I Дмитриевичем, выдав за него свою дочь Софью Витовтовну (1391). Брак этот сделал западную политику Москвы сильно зависимой от Литвы и отнюдь не мешал Витовту продолжать вести довольно агрессивную политику в отношении западно-русских княжеств, вмешиваться в дела Новгорода и Пскова.
В 1392 Витовт был признан пожизненным великим князем. Между тем, границы его государства стремительно расширялись: в 1395 он захватил Оршу и сравнительно слабый, но территориально связанный с Литвой Смоленск; в 1395 – 1396 удачно ходил на рязанские земли; в 1397–1398 воевал с татарами так успешно, что они признали его достойным соперником. В 1398 именно у него попросил помощи изгнанный Тохтамыш. Вдохновленный удачами в отношениях с Ордой, Витовт двинулся далее, но путь ему преградили войска Тимур-Кутлука. В битве на реке Ворскле 1399 они наголову разбили литовское войско. Временным ослаблением Витовта сумел воспользоваться кн. рязанский Олег Иванович, отвоевавший у Витовта Смоленск и отдавший его в подарок своему зятю, кн. Юрию Святославичу. Правда, всего через пять лет Витовт вернул себе смоленские земли обратно, расширил свои владения в Южной Подолии и вообще дошел практически до Черного моря.
Родство с московским князем не мешало ему время от времени вторгаться в пределы Московского княжества. В 1401 Василий I направил войска в Заволочье и Двину, потребовав от тестя признать эти территории за Москвой. Мирный договор между Василием и Витовтом 1402 был нарушен в 1403 Витовтом, который захватил Вязьму и через Смоленск решил двинуться на Москву. В 1405 Василий вывел свое войско против Витовта, но боя не было. Долгие переговоры под Можайском кончились перемирием, поставив Василия перед вопросом, как достигнуть независимости от тестя иным, невоенным путем. Наконец, в 1408 граница Москвы с Литвою была установлена по реке Угре (1408).
Внешне благополучные отношения Витовта с тевтонцами, неоднократно дававшими ему убежище, когда он был молод, ухудшились с усилением сближения Польши и Литвы. 15 июля 1410 г. недалеко от Танненберга произошла так называемая Грюнвальдская битва, ставшая для Тевтонского ордена роковой. Объединенные польские, литовские, украинские, русские, белорусские и чешские войска нанесли ему поражение. От окончательной гибели Орден спасла только боязнь Витовта, что усиление Польши за счет победы пойдет во вред ему самому. В результате битвы к Литве отошла захваченная Орденом Жмудь.
В начале 1420-х у Витовта начали завязываться отношения с чешскими гусситами, предложившими ему чешскую корону. Однако единодушный протест духовной и светских властей Европы заставил Витовта и Ягайло, который поддержал двоюродного брата в его стремлении продвинуться на запад, оборвать в 1423 установившуюся связь с чехами.
Опасаясь усиления своего зятя в Москве и препятствуя объединительной политике Московского княжества, Витовт неоднократно вступал в договорные отношения с князьями-противниками Москвы: тверским (в 1427), рязанским и пронским (в 1430), стремясь сплотить вокруг себя разрозненные, неспособные защитить себя, антимосковски настроенные княжества. Одновременно решительно упразднял местные княжения в Подолии, Киеве и Витебске, что вело к усилению литовского влияния в этих землях и повышению роли и политического значения Литвы.
Многого добившись в деле создания и укрепления Великого княжества литовского, Витовт поставил целью своей жизни превращение его в королевство. Германский император Сигизмунд (1368 –1437) содействовал этому, желая тем самым нанести урон Польше, так же претендовавшей на королевскую корону. Ободренный поддержкой Сигизмунда, Витовт назначил на 1430 коронацию, пригласив на нее и тех русских князей, которые поддерживали его в борьбе с Московским княжеством. Королевскую корону должны были доставить из Венгрии, но польские паны сумели перехватить ее по дороге. Сорвавшаяся коронация ускорила смерть восьмидесятилетнего Витовта (1430).
В новейшей литературе деятельность Витовта оценивается в зависимости от национальной принадлежности исследователей (в Литве он признан выдающимся государственным деятелем, в иных странах оценки историков более сдержанны). Но и в российской историографии есть попытки представить Литву конца 14 – начала 15 вв. одним из главнейших центров славянского объединения, не менее значимым, нежели Московское княжество. Они полагают, что его правители и прежде всего Витовт довольно успешно осуществляли программу объединения части Прибалтики и Северо-Запада России.
Наталья Пушкарева
Киркор А-Г.К. Черты из истории и жизни литовского народа. Вильна, 1854
Барбашев А. Витовт и его политика до Грюнвальдской битвы (1410). СПб., 1885
Пресняков А.В. Лекции по русской истории. М., 1939, тт.2. Вып. 1. Западная Русь и Литовско-русское государство.
Пашуто В.Т. Образование Литовского государства. М., 1959
Чемерицкий В.А. Работа автора Белорусско-литовского свода над русскими источниками. – В сб.: Летописи и хроники. М., 1980
Ответь на вопросы викторины «Древний мир»