МАРИЯ ЯРОСЛАВНА
МАРИЯ ЯРОСЛАВНА (ок. 1418–1484) – великая княгиня московская (с 1433), жена Василия II Васильевича Темного, дочь боровского, серпуховского и малоярославского князя Ярослава (Афанасия) Владимировича.
В 1433 была выдана замуж за Василия Васильевича. На второй год замужества захватившие власть в московском княжестве двоюродные братья ее мужа – Василий и Дмитрий Юрьевичи (сыновья звенигородского князя Юрия Дмитриевича) сослали ее из Москвы в костромской Галич (1434), откуда ей с трудом удалось вернуться в Москву. Первого сына Юрия родила в 1437 (он вскоре умер), второго – в январе 1440 (будущего Ивана III Васильевича, «государя всея Руси»), в 1441 – сына Юрия, названного в память об умершем первенце.
12 февраля 1446 князь Василий II отправился на богомолье в Троице-Сергиев монастырь, оставив беременную Марию в Москве. Воспользовавшись отсутствием Василия, его брат и политический противник, князь Дмитрий Шемяка, напал на Москву, посадил Марию Ярославну в тюрьму, пленил затем Василия, 16 февраля 1446 ослепил его и сослал с женой в Углич.
Оставшись с незрячим мужем, получившим после ослепления прозвище «Темный», Мария Ярославна вместе с матерью мужа Софьей Витовтовной взяла на себя заботы по управлению княжеством. Стараясь снискать расположение церкви, она щедро предоставляла ей различные льготы: в 1450 освободила от пошлин Троице-Сергиев монастырь, в 1453 – ввела для него беспошлинную торговлю солью, в 1466 – пожаловала Спасо-Ярославскому монастырю многие села у Романова городка, в 1471 – освободила от налогов Кирилло-Белозерский монастырь. Из 53 дошедших до 20 в. грамот, выданных великими княгинями, 37 выданы от имени Марии Ярославны.
Ее хозяйственная деятельность продолжалась и после смерти мужа в 1462, от которого она в наследство получила Ростов Великий, Пошехонье, часть волостей Коломенского уезда (вдовой она стала в 44 года). В 1480 она благословила сына – к тому времени царя Ивана III Васильевича – на борьбу с ханом Ахматом.
Летописи сохранили образ Марии как мудрой матери, совета которой спрашивали уже взрослые сыновья. Не согласовав своих алчных устремлений с братьями, в 1472 Иван III присоединил к Москве владения рано умершего Юрия. Только Марии Ярославне было под силу урегулировать назревавший семейный конфликт: по заключенному между сыновьями соглашению младший брат Андрей (Большой или Углицкий) получал городок Романов на Волге, Борис – Вышгород, Андрей Меньшой – Тарусу. Дмитров, где княжил покойный Юрий, остался за великим князем, как того и хотел Иван III. Мария Ярославна и пользовалась большим уважением невесток – первой жены Ивана III, тверской княжны Марии Борисовны, и второй его жены Софьи Фоминичны Палеолог (с 1472). В 1482, уже будучи постриженной в монастырь под именем инокини Марфы, приняла Елену Волошанку, ставшую женой ее внука Дмитрия, стремилась защищать ее при московском дворе).
Умерла в 1484 в Москве. Похоронена в Вознесенском женском монастыре московского Кремля, (который, будучи заложенным вдовой Дмитрия Донского Евдокией Дмитриевной, в 1467 был отремонтирован на личные средства Марии Ярославны). В 1929 ее прах был перенесен в Архангельский собор.
Наталья Пушкарева
Черепнин Л.В. Русские феодальные архивы XIV–XV веков, тт. 1, 2. М., 1948–1951
Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М., 1989
Гордеева Л. Великая княгиня Мария Ярославна. – Наука и религия, 1996, № 4
Ответь на вопросы викторины «Знаменитые речи»