БУРИДАН, ЖАН
БУРИДАН, ЖАН (ок. 1295 – ок. 1360) (Buridan, лат. Buridanus) средневековый логик и философ. Родился ок. 1295 во Франции, в окрестностях города Бетюн (Bethune). Учился в Париже, сначала в колледже (College Lemoine), потом в университете. Приблизительно в 1324 становится магистром искусств и получает лицензию на преподавание. Остается преподавать в Парижском университете на факультете искусств. Дважды избирался на пост ректора университета.
Буридан был учеником и последователем английского философа-схоласта Уильяма Оккама.
В европейском научном сообществе на протяжении 14–15 вв. господствовал реализм томической и скотической школ. Средневековый реализм – философское течение, сторонники которого утверждали, что универсалии (общие понятия) реально существуют в индивидуальных вещах и независимо от них; например, «человек» есть реальность, существующая во всех людях, а «белизна» – реальность, существующая во всех белых вещах. Сторонники номиналистического учения настаивали на том, что реально существуют только единичные вещи и нет никаких универсальных реальностей, соответствующих общим понятиям). Номинализм Оккама, отлученного в 1328 от церкви по обвинению в ереси, был объявлен вне закона. В 1339 был издан декрет, запрещавший преподавать его учение, и даже спустя более ста лет, в 1473, всем парижским магистрам вменялось в обязанность держаться реализма.
Номиналистская позиция Буридана ярко выражена, например, в утверждении об очевидности и необходимости естественных наук в условном, а не в абсолютном смысле. Это утверждение позволило Буридану обойти господствующее тогда схоластическое положение о том, что принципы физики устанавливаются метафизикой, а в конечном итоге – Богом. Кроме того, характер проводимых им логических исследований (в логике он занимался анализом значений терминов и условий истинности высказываний) тоже, по-видимому, выбран под влиянием учения Оккама.
Жизнь Буридана окутана легендами. Например, известно, что в середине 14 в. он переезжает в Вену (возможно, что из Парижа он был изгнан за номиналистские взгляды). Считается, что в Вене он содействует учреждению венского университета (1356). Но эти данные не имеют строгого подтверждения.
Большинство работ Буридана так или иначе являются комментариями к работам Аристотеля, как-то: Сумма диалектики (Summa de dialecta), О логическом следовании (Comdendium logicae) и Questions к аристотелевской метафизике, этике, политике и физике. Из этого ряда следует выделить комментарий к книге Аристотеля О небе, который носит название Вопросы к четырем книгам о небе и мире, и содержит анализ отдельных вопросов и проблем, затрагиваемых Аристотелем.
Эта работа важна потому, что именно в ней Буридан описывает движение по инерции, используя для обозначения последнего понятие «импетус». Его гипотеза была совершенно новой для 14 в., ведь, начиная с Аристотеля, бытовало мнение о том, что только среда (воздух или вода, например) ответственна за поддержание движения объекта. Буридан, по-видимому, проводил опыты, призванные подтвердить его гипотезу: «Во-первых, что касается колеса или жернова, то если ты скажешь, что только окружающий воздух движет тяжесть круговыми движениями после того, как человек перестал двигать ее, я возражу тем, что если ты возьмешь мешок и этим мешком накроешь жернов, отделив его от окружающего воздуха, ты тем самым не прекратишь движение жернова». Понятие импетуса позволило ввести гипотезу первоначального толчка для объяснения вращения небесных сфер. Впоследствии это учение стало общепринятым в средневековых университетах.
Буридан написал также множество коротких трактатов по значимым тогда вопросам: Трактат об отношениях (Tractatus de relationibus), Трактат об универсалиях (Tractatus de universalibus) и т.д. Особенно интересным представляется учение Буридана о свободной воле. Он – сторонник интеллектуального детерминизма, то есть утверждает, что воля находится под определяющим влиянием разума. Воля с необходимостью устремляется к тому, чтó разум принимает за благо. Если разум из двух благ одно признает низшим, а другое высшим, то воля, при одинаковых условиях, устремляется к высшему. Если же разум признает блага равноценными, то воля оказывается в безвыходном положении и совсем не может действовать. Отсюда и знаменитый Буриданов осел, который умирает от голода, находясь между двумя совершенно одинаковыми охапками сена (однако нельзя приписывать авторство этого афоризма Буридану, поскольку ни в одном из известных нам сочинений философа Буриданов осел не упоминается).
Год смерти ученого, как и точный год его рождения не известен.
Последний раз его имя упоминается в документах, датированных 1358 годом, а поскольку в 1361 ежегодная премия, которую он получал, выдается уже другому человеку, то можно предположить, что он умер в 1360–1361.
См. также СХОЛАСТИКА; ДУНС СКОТ; ФОМА АКВИНСКИЙ СВ.
Блюхер Анастасия
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Средневековье, т. 2 – ТОО ТК «Петрополис», 1994
Альберт Штёкль. История средневековой философии. СПб, 1996
Гайденко В.П. У истоков новоевропейской науки. – Науковедение, 1999, № 2
Ответь на вопросы викторины «Философия»