ВОЛКОВ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ
ВОЛКОВ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1934–2003), русский актер, педагог. Народный артист РСФСР (1989). Родился 3 октября 1934 в Одессе в семье артиста театра и кино Н.Н.Волкова, широко известного по роли старика Хоттабыча в одноименном фильме (1957). Окончил Художественное училище в Одессе (1956), в 1956–1958 работал помощником режиссера на Одесской студии телевидения. Окончил Театральное училище им. Б.В.Щукина (1962, курс А.Борисова и И.Рапопорта), в одном из дипломных спектаклей, Тень Е.Шварца (режиссеры-педагоги А.Ремизова, Ю.Катин-Ярцев, А.Буров), сыграв роль Ученого. Был принят в труппу Театра на Малой Бронной (возглавляемую в те годы А.Гончаровым), где проработал с 1962 по 1987. Первая серьезная роль Волкова – молодой ученый Торчиков в спектакле Физики и лирики Я.Волчека (постановка Гончарова и С.Баркана, 1965) – явилась заметным событием (до того были сыграны лишь Саксофон в детском спектакле Храбрые музыканты П.Устинова, 1963, и Максвелл в Мятеже неизвестных Г.Боровика, 1964).
В 1967 в Театр на Малой Бронной приходит режиссер А.Эфрос, в первом же поставленном на Бронной спектакле Три сестры А.Чехова (1967) занявший Волкова в роли Вершинина. В актерской биографии Волкова начинается новая эра – тесное сотворчество с Эфросом, продлившееся более полутора десятилетий. Волков, с его демонстративно-неторопливой манерой двигаться и говорить, с его внешней сдержанностью и кажущейся невыразительностью, иронией и самоиронией, а одновременно с тончайшим лиризмом и сильнейшим внутренним темпераментом, оказался как нельзя более близок эфросовским замыслам и их воплощению на сцене. Пленительная немногословность, неулыбчивая закрытость, угрюмая сосредоточенность, подчеркнутая негероичность – вот облик большинства волковских персонажей в спектаклях Эфроса: Кречет (Платон Кречет А.Корнейчука, 1968), Крестовников (Счастливые дни несчастливого человека А.Арбузова, 1969), Лоренцо (Ромео и Джульетта У.Шекспира, 1970), Манагаров (Человек со стороны И.Дворецкого, 1971), Дон Жуан (Дон Жуан Мольера, 1973), Подколесин (Женитьба Н.Гоголя, 1975), Отелло (Отелло Шекспира, 1976), Собакевич (Дорога В.Балясного по поэме Гоголя Мертвые души, 1980), Вознесенский (Директор театра Дворецкого,1984) и др. Критик М.Зайонц писала о манере игры Волкова в эфросовских постановках: «Расслабленная повадка скрывала энергию и страстность, бессознательно защищая от несовершенства мира и человеческих отношений. Эфрос и Волков как будто заговаривали, оттягивали боль, но именно эта неторопливость и делала ее все более ощутимой... она вела его героев к пропасти: Отелло – к убийству, Подколесина – в окно, подальше от своего счастья, Вершинина – в очередной армейский поход, Вознесенского... – к автокатастрофе».
В 1977–1978 и с 1984 Волков – в труппе театра им. В.Маяковского, руководимого А.Гончаровым. Здесь актером сыграны Гонобоблев (КПД одержимости Волчека, постановка Гончарова, 1977), Клим Самгин (ввод в спектакль Жизнь Клима Самгина по М.Горькому, постановка Гончарова, 1981), Табунов (ввод в спектакль Смотрите, кто пришел! В.Арро, режиссер Б.Морозов, 1982), Сенека (Театр времен Нерона и Сенеки Э.Радзинского, постановка Гончарова, 1985), Панкратов (Летят перелетные птицы А.Галина, режиссер Г.Яновская, 1986), Арье Лейб (Закат по И.Бабелю, постановка Гончарова, 1988), Талейран (Наполеон Первый Ф.Брукнера, режиссер Эфрос, режиссер возобновления Т.Казакова, 1992), Герцог Веронский (Чума на оба ваши дома Г.Горина, режиссер Т.Ахрамкова, 1998).
Волковым были созданы образы Гаева (Вишневый сад Чехова, Театр Антона Чехова, режиссер Л.Трушкин, 1990) и Луиджи Пальи (Железный класс А.Николаи, антреприза «Арт-Партнер XXI», режиссер Н.Чиндяйкин, 1999).
С 1984 года Волков преподавал в Театральном училище им. Б.В.Щукина. Здесь им были поставлены студенческие спектакли Платонов (1984) и Дядя Ваня Чехова (1986, 1993), также выпущен спектакль Место для курения В.Славкина (художник Б.Ардов) в театре им. Маяковского (1988). Среди его работ в кино и на телевидении – роли в фильмах Черт с портфелем В.Герасимова (1966, Михаил Макаров), Белорусский вокзал А.Смирнова (1970, директор завода), Семнадцать мгновений весны Т.Лиозновой (1973, Эрвин), Таня Эфроса (1974, Игнатов), Битва за Москву (1985, Кирпонос), Птичье молоко (1986, журналист), Дорогой Эдисон! (1986, профессор), Закон (1989, Пиотровский) и др.
Умер 10 ноября 2003 в Москве.
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»