БРЕННЕР, СИДНИ
БРЕННЕР, СИДНИ (Brenner, Sydney) (р. 1927), Нобелевская премия по физиологии и медицине, 2002 (совместно с Хорвицем и Салстоном)
Родился 13 января 1927 в городке Джермистон (тогда это был Южно-Африканский Союз) в семье еврейских эмигрантов (отец эмигрировал из Литвы, мать – из Латвии). Отец был сапожником, не умевшим ни писать, ни читать, но говорившим на английском, русском, идиш и выучившим по приезде зулу и африкаанс. Очень рано Бреннер научился читать, и в 5 лет одна из клиенток отца взяла его бесплатно в детский сад. За год он прошел трехлетний курс начальной школы и в 6 лет был принят в местную школу в 4-й класс и после четырехлетнего курса начальной школы поступил в Высшую школу Джермистона, которую окончил в1941. В это время он открыл для себя местную библиотеку, основанную фондом Карнеги, и именно библиотека явилась для него источником знаний и приучила его к чтению как средству получения знаний. С 10 лет он заинтересовался химией и ставил дома химические опыты.
Городской Совет дал Бреннеру стипендию, позволившую ему поступить в университет Иоханнесбурга изучать медицину. После 6-летнего медицинского курса он был слишком молод для медицинской практики и получил разрешение еще год провести в отделе анатомии, где была собрана группа, занимавшаяся научными исследованиями под руководством Гиллмена. Здесь он провел еще два года, и к этому времени относятся его первые публикации, посвященные гистохимической реакции и отражавшие его интерес к тому предмету, который он впоследствии назвал физиологией клетки. Его магистерская диссертация (1951) связана была с цитогенетикой.
Решив заниматься исследовательской работой, а не медицинской практикой, Бреннер обратился к профессору физической химии Оксфордского Университета С.Хиншелвуду и был приглашен к нему в Оксфорд заниматься приложением физической химии к биологии (1952).
Важным событием в жизни Бреннера был визит в Кавендишскую лабораторию в Кембридж и знакомство и беседы с Ф.Криком и Дж. Уотсоном, создавшими модель пространственной структуры ДНК (знаменитая «двойная спираль»).
В 1954 Бреннер вернулся в Южную Африку, где организовал лабораторию в отделении физиологии Медицинской школы, занимавшуюся генетическим кодом, но стремился работать вместе с Криком, которому писал, что «готов работать хоть в чулане». В 1956 Крику удалось пригласить его в отдел Совета Медицинских исследований в Кембридже, и последующие 20 лет Бреннер работал вместе с Криком и, как он писал в автобиографии, все идеи, верные и неверные, рождались в их обсуждениях проблем молекулярной генетики. Здесь он начал заниматься главным нерешенным тогда вопросом, важным для биологии и медицины – участвуют ли гены в управлении процессом развития и старения органов. Млекопитающие, состоящие из бесчисленного количества клеток, слишком сложны для таких исследований, нужен был более простой многоклеточный организм и в качестве такого организма Бреннер выбрал нематоду Caenorhabditis elegans – маленького червя (1 мм) с коротким жизненным циклом, прозрачного, так что процесс деления клеток можно было наблюдать под микроскопом. Выбор простого модельного организма, состоящего из обозримого числа клеток, но обладающего нервной, мускульной и репродуктивной системой, сам Бреннер считал очень важным для исследований.
Он и его коллеги показали, что различные мутации можно связать со специфическими генами. Они исследовали запрограммированное умирание клеток и идентифицировали гены, регулирующие этот процесс. Было показано, что аналогичные гены есть и у высших животных, включая и человека. Известно, что клетки при СПИДе и инфаркте миокарда теряются в результате избыточного отмирания, а такие болезни, как, например, рак характеризуются ослаблением процесса отмирания, что приводит к выживанию клеток, предназначенных к отмиранию, поэтому эти исследования так важны для лечения таких болезней.
В 1977 Бреннер стал директором лаборатории, сменив ушедшего на пенсию М.Перуца. Он интересовался, вопросом, как новые методы клонирования могут повлиять на изучение генетики, и был активным сторонником проекта «Геном человека», его исследования генетической регуляции явились существенным вкладом в этот проект.
С возрастом административная нагрузка (директорство) стала для Бреннера утомительной и препятствующей научным исследованиям и он 1987 ушел с поста директора лаборатории, став директором отдела молекулярной биологии.
По состоянию здоровья Бреннер должен был проводить зимние месяцы в более теплом климате, поэтому он стал временно работать в исследовательском институте в Ла Джолла (Калифорния), где занимался пограничными вопросами химии и биологии. В1995 создал (с помощью компании Филлип Моррис) Институт Молекулярной Биологии, чтобы молодые люди могли заниматься наукой в «атмосфере гармонических целей и интеллектуального вызова», как он писал в автобиографии. Он считал, что об ученом нужно судить не по наградам и премиям, а по качеству людей, которым он помог реализоваться.
Новым объектом исследований Бреннера стала рыба фугу, модная еда в японских ресторанах. На базе Института Молекулярной и Клеточной Биологии в Сингапуре он организовал группу исследователей, занимавшихся определением структуры генома рыбы фугу. Оказалось, что количество генов у этой рыбы и человека приблизительно одинаково и геномы (примерно на 2/3) состоят из похожих генов. Эти исследования позволили узнать многое о составе и функционировании генов человека. При изучении генома фугу было также обнаружено около 1000 ранее неизвестных человеческих генов
В 2000 он ушел из Института Молекулярной Биологии на пенсию и был назначен «Выдающимся Профессором» в Институт Солка (Калифорния).
Джонас Солк создал Институт Биологических Исследований как своеобразный клуб ученых, занимающихся общими проблемами жизни, где биологи бы думали о применении своих открытий для будущего человечества.
В 2002 Бреннеру и его ученикам и коллегам, Хорвицу и Салстону, была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине за открытия, «связанные с генетической регуляцией развития и запрограммированным отмиранием клеток».
Представляя работы Бреннера, Хорвица и Салстона, член Нобелевского Комитета профессор Урбан Лендал говорил, что важность деления, дифференциации и отмирания клеток и развития органов для человека понимали многие, но прогресс в исследовании этих процессов был медленным из-за сложности человеческого организма, состоящего из сотен тысяч биллионов клеток. Еще в 1960-е Бреннер выбрал в качестве модельного объекта изучения червя с 959 клетками, питающегося бактериями, и в 1974 продемонстрировал, что создаваемые мутации генов приводили к изменениям в развитии органов. Этот странный, как казалось, выбор привел к тому, что Бреннер создал важный инструмент исследования развития организмов.
Бреннер – член Королевского общества (1965), почетный член Академии Наук Индии (1989), почетный член Китайского общества генетиков, Тайвань (1989).
Среди наград: награда Альберта Ласкера (американский аналог Нобелевской премии,1971), Королевская медаль (Лондонское Королевское Общество, 1974)
Медаль Кребса (Федерация Европейских Биохимических обществ).
Сочинения: Brenner S. The genetics of Caenorhabditis elegans. Genetics, 77,71–94, 1974; Brenner. Sydney. A Life in Science. BioMed Central, London, 2001; Autobiography, Les Prix Nobel, 2002; Nature's gift to science. Nobel Lecture, December 8, 2002.
Елена Малишевская
Материалы в Интернете: Григорович С. Сидни Бреннер, мастер научного минимализма. scientific.ru.
Ответь на вопросы викторины «Животные»