БОДЕН, ЖАН
БОДЕН, ЖАН (1529/1530–1596) (Bodin Jean, Bodinius Johanus), французский писатель и мыслитель эпохи Возрождения, государственный деятель.
Родился в 1529 (по другой версии – в 1530) в Анжере. В раннем возрасте был отдан в кармелитский монастырь Нотр-Дам д'Анжер и принял монашеский обет (в 1549 он сбросил монашескую рясу). Его способности привлекли внимание местного епископа, который позаботился, чтобы юный послушник приобрел начатки образования. В середине 1540-х был послан кармелитами в Париж, где в университете изучал схоластическую философию, а в Королевском коллеже (будущий Коллеж де Франс) – древние языки. В Париже начал свою литературную деятельность, переведя с древнегреческого на латинский поэму Оппиана Об охоте (De Venatione, 1555).
В 1556 поступил на юридический факультет Тулузского университета, по окончании которого преподавал там римское право (1559–1561).
В 1561 переехал в Париж; занимал разные судебные должности. Заинтересовался проблемами истории как науки и актуальными экономическими вопросами: в 1566 опубликовал историко-теоретический трактат Метод легкого изучения историй (Methodus ad facilem historiarum cognitionem), а в 1568 – сочинение Ответ на «Парадоксы» господина Мальтруа, касающийся монетной ситуации и вздорожания всех вещей (Réponse aux paradoxes de M. de Malestroit, touchant le fait des monnaies et l'enchérissement de toutes choses).
В 1568 был избран депутатом от Анжера на собрания Генеральных штатов в Нарбонне. В начале 1570-х приобрел доверие Карла IX (1560–1574); занимал должность докладчика Государственного совета. Заподозренный в кальвинизме, едва избежал расправы во время Варфоломеевской ночи (см. ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ). В первые годы правления Генриха III (1574–1589) находился в фаворе при дворе, но затем утратил благосклонность короля и уехал в Лан, где занял должность королевского прокурора. В 1576 на собрании Генеральных штатов в Блуа энергично выступал в защиту политики веротерпимости вопреки мнению большинства депутатов. В том же году издал на французском языке свой самый знаменитый трактат, посвященный теории государства, – Шесть книг о государстве (в 1584 вышла его латинская версия – De republica). Сблизился с младшим братом короля герцогом Анжуйским, вождем партии «политиков», выступавших за преодоление религиозных разногласий ради единства и мира в государстве. В 1580 сопровождал его в Лондон ко двору Елизаветы I. Тогда же вышло в свет его сочинение Демономания колдунов (Démonomanie des sorciers), в котором он, разделяя заблуждения своего времени, доказывал реальность колдовства и призывал власти решительно с ним бороться. Через некоторое время после смерти герцога (1584) вернулся в Лан, где получил должность генерального прокурора. В марте 1589 подчинился приказу Парижского парламента и присягнул католической Лиге, поднявшей мятеж против Генриха III. Объяснял свои действия тем, что король превратился в «тирана», нарушившего права подданных. В то же время, как прокурор Лана, пытался противодействовать эксцессам католиков-фанатиков. Свою позицию в религиозных вопросах, основанную на принципе свободы совести и веротерпимости, выразил в трактате Семичастный разговор; завершенный в 1593, из-за смелости выраженных в нем идей был опубликован лишь в 19 в. В 1593, после принятия католицизма Генрихом IV, порвал с лигистами и перешел на его сторону, увидев в нем достойного монарха, способного восстановить мир и порядок во Франции. В середине 1590-х написал натурфилософское сочинение Зрелище природы, где показал себя сторонником традиционной геоцентрической (аристотелевско-птолемеевской) картины мира. Умер от чумы в Лане в 1596.
Разработал оригинальную теорию абсолютизма, отчасти изложенную в Методе, но наиболее полно – в Государстве, став одним из идеологов становления абсолютной монархии во Франции 16 в. По его мнению, лишь сильная и абсолютная королевская власть может положить конец религиозным войнам и удержать французское общество от распада; государство есть объединение множества семей, возникшее за счет их подчинения политической власти; его главные функции – обеспечение внутреннего мира, справедливости и социальной стабильности, защита от внешних врагов. Важнейший признак политической власти – «суверенитет», т.е. ее постоянный и абсолютный характер. Абсолютность власти означает ее независимость от какого-либо иного субъекта политики и его предписаний (законов); однако она не свободна от соблюдения определенных фундаментальных принципов социального бытия – «законов Бога, природы и универсальных человеческих законов», на которых основаны общепризнанные нравственные нормы, институт семьи, неприкосновенность частной собственности, обязанности государства перед подданными, которых оно, например, не может облагать налогами без их согласия. Нарушение этих законов ведет к потере властью своей легитимности. В зависимости от носителя суверенной власти, выделяются три формы правления – монархия, аристократия и демократия (исходя из постулата о неделимости суверенитета, Боден отрицал учение о так называемых смешанных формах правления), из которых наилучшей является монархическая (наследственная монархия) как наиболее полно соответствующая суверенному характеру политической власти и принципу единоначалия, лежащему в основе не только общества, но и мироздания в целом.
Боден является одним из первых теоретиков истории как науки (Методе). В максимально широком смысле история для него – это вся совокупность эмпирических знаний об окружающем мире и Боге, которая делится на три отрасли: «человеческая история», «естественная история» (естествознание) и «божественная история» (эмпирическая основа теологии). «Человеческая история», которая находится в центре внимания мыслителя, – это универсальная «сокровищница» социального опыта человечества, в которой для будущих поколений сохраняются знания о судьбах государств и выдающихся личностей, об обычаях, институтах, законах различных народов. Используя этот опыт веков, человек (политик, военачальник, юрист, частное лицо) может выстроить свою деятельность на рациональных и нравственных началах, усовершенствовать себя и общество. Чтобы эти начала были правильными, историческое познание должно быть достоверным. Поэтому его необходимым условием является критическое отношение к источникам: в Методе описан целый комплекс приемов работы с историческими материалами. Чтобы оценить достоверность источника, необходимо учитывать моральную репутацию автора, его политическую и религиозную ангажированность, временную близость к описываемым событиям, компетентность в делах, о которых он повествует и т. п. Истинность исторических свидетельств можно проверить, используя теорию «географического детерминизма», разработанную еще античными мыслителями, – люди, обитающие в различных климатических зонах и ландшафтах, имеют различные склонности и способности, мало меняющиеся на протяжении веков: поведение исторических деятелей и народов, описываемое в источнике, необходимо сопоставлять с данными о природных чертах людей данного региона. История как наука требует от историка не восхвалять или порицать исторических деятелей, не давать им моральные оценки, как считали многие гуманисты, а честно и объективно описывать факты. Историк должен в совершенстве владеть хронологией, а также отказаться от устаревших античных и средневековых исторических теорий – от концепции истории как последовательной смене четырех мировых монархий (Ассирийской, Персидской, Греческой и Римской) и от идеи постепенной деградации человечества (концепция «золотого века»). Опровергая последнюю, Боден доказывает, что современная эпоха во многом превзошла предыдущие, особенно в развитии науки и техники.
В условиях конфессионального раскола Европы и религиозных войн во Франции отстаивал идею мира исповеданий, продолжая тем самым традицию религиозной толерантности, идущую еще от итальянских гуманистов второй половины 15 в. В сочинении Семичастный разговор, где описывается диалог между католиком, кальвинистом, лютеранином, мусульманином, иудеем, эпикурейцем и адептом так называемой «естественной религии» (следование универсальным и естественным нравственным законам), проводится мысль, что невозможно доказать истинность того или иного вероисповедания и необходимо уважительно относиться к каждой религии. В Государстве религия рассматривается с точки зрения ее социальной функции, как необходимая интегрирующая основа любого социального организма; по мнению автора, религиозные разногласия представляют серьезную опасность, так как ведут к расколу общества (и даже к религиозным войнам). Здесь, отступая от идеи веротерпимости, Боден рекомендует правителям не допускать религиозных споров и возникновения «сект»; но если от них нельзя избавиться без риска разрушения государства, то с ними необходимо смириться.
Ряд исследователей считают Бодена предтечей или создателем теории денег. В работе Ответ на «Парадоксы» господина Мальтруа доказывается реальность резкого роста цен в Европе 16 в.; этот рост объясняется прежде всего увеличением в обращении количества золотых и серебряных монет, связанным с притоком драгоценных металлов из Нового Света; предлагаются меры по борьбе с ростом цен и проект денежной реформы, которая положила бы конец монетному хаосу, негативно влиявшему на торговлю и промышленность Франции.
Боден был одним из самых выдающихся мыслителей Возрождения, идеи которого оказали заметное влияние на развитие политической и исторической мысли в Европе 16–17 вв., особенно в Англии, где сочинение Шесть книг о государстве уже при жизни автора изучалось и комментировалось в университетах Оксфорда и Кембриджа наряду с трудами античных авторов.
Основные издания на французском языке: Boden Jean. Ouvres philosophiques. – Ed. P. Messnard. Paris, 1951; Boden Jean. Les six livres de la république. Paris, 1986.
Издания на русском языке: Боден Жан. Метод легкого познания истории. М., 2000.
Димитрий Самотовинский
Franklin J. H. Jean Bodin and the rise of absolutists' theory. Cambridge, 1973
Couzinet M.-D. Histoire et méthode а la Renaissance. Une lecture de la Methodus ad facilem historiarum cognitionem de Jean Bodin, Paris, 1996
Gawlick G., Niewцhner F. Jean Bodins Colloquium Heptaplomeres Wolfenbьttel, 1996
Эльфонд И.Я. Проблема веротерпимости в трактовке французских гуманистов второй половины XVI века. – В кн.: Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. М., 1997
Эльфонд И.Я. Учение о государстве Жана Бодена // Культура Возрождения XVI века. М., 1997
Ответь на вопросы викторины «Мифология»