БЛЭК САББАТ
БЛЭК САББАТ (Black Sabbath), английская вокально-инструментальная группа, пионеры «тяжелого металла». Первоначальный состав (конец 1960-х годов): Джон «Оззи» Осборн (John Ozzy Osbourne, р. 1946); Тони Йомми (Tony Iommi, р. 1946); Терри Батлер (Terry Butler, р. 1946); Билл Уорд (Bill Ward, р. 1946).
Создание группы
«Отцы-основатели» группы, уроженцы Бирмингема, были знакомы с детства: Оззи и Томми учились в одном классе и нередко сталкивались с будущими одногруппниками в уличных драках. Все они имели музыкальный опыт, так как еще до «Блэк саббат» выступали в составе различных бирмингемских рок-групп. Затем четверка создала ансамбль «Эрс» («Earth»): Йомми играл на лидер-гитаре и флейте, Батлер – на бас-гитаре, Уорд – на ударных, Оззи Осборн был вокалистом. Во время гастролей по Германии в 1969 «Эрс» сменила название и стала именоваться «Блэк саббат». Впоследствии Уорд так объяснял этот шаг: «Мы сменили название, потому что в то время выступала другая группа под таким же названием, и другие «Эрс» были более известны, чем мы. К тому же мы играли совершенно другую музыку: они исполняли обычный мейнстримовский рок, а мы, как тогда говорили, дерзкую, дикую музыку…». После гастролей в Германии в 1969 «Блэк саббат» выпустила первый сингл Evil Woman (Don’t Play Your Games With Me) и дебютный альбом Black Sabbath, имевший успех в Европе. Летом 1970 альбом был переиздан в США. Очередной альбом Paranoid (1970) получил еще более восторженный прием у поклонников группы и продержался на верхних строчках чартов вплоть до выхода в 1971 третьего альбома Master of Reality. «Блэк саббат» обрели известность благодаря своим агрессивно-напряженным композициям.
Билл Уорд вспоминал, как внезапно «Блэк саббат» изменили свой сценический имидж и стиль поведения на публике: «Дело было на заре нашей карьеры. Играли мы в небольшом клубе в Нью-Йорке… Мы из кожи вон лезли, чтобы завести публику. А они сидели и молча смотрели на нас, сложив ручки. Тогда я рассвирепел, вскочил, расчехвостил свою ударную установку и стал кидать в них тарелки, палочки, барабаны, а одному, самому мерзкому, который меня просто достал, я заорал: «Ну, если можешь лучше сбацать – валяй, попробуй!» И тут что-то произошло. Все повскакали с мест, захлопали, засвистели – мы продолжали концерт, и публика уже была наша…»
Не всегда вызывая благоприятную реакцию критиков, «Блэк саббат» тем не менее удалось собрать армию фанатов, которые с нетерпением ждали очередных гастролей и пластинок группы. Неудивительно, что альбомы, выпускаемые группой раз в год, неизменно расходились полумиллионными, а иногда и миллионными тиражами: Black Sabbath, Volume 4, (1972), Sabbath Bloody Sabbath, (1974), Sabotage, (1975), Technical Ecstasy, 1976) и двойной итоговый альбом лучших композиций We Sold Our Soul for Rock'n'roll, (1976).
Уход Оззи Осборна
В 1977 Оззи Осборн объявил о своем уходе, и в группу вошел американец Ронни Джеймс Дио (Ronnie James Dio), пробывший в ее составе до начала 1980-х годов и участвовавший в записи альбомов Heaven & Hell, (1980), Mob Rules, (1981) и Live Evil, (1981).
На смену Дио пришел Ян Гиллан (Ian Gillan) из Deep Purple, недолго пробывший в рядах «Блэк саббат» и записав только один студийный альбом Born Again (1983).
В 1986 состав группы полностью обновился, и теперь от «Блэк саббат» остались Йомми и Батлер, авторы большинства оригинальных композиций. Первым опытом обновленных «шабашников» стал альбом Seventh Star, (1986). В этом же составе группа продолжала существовать в последующие годы, сочетая в своем репертуаре традиционные «тяжело-металлические» вещи с более спокойным блюз-роковым материалом.
В конце 1990-х – начале 2000-х годов группа неоднократно гастролировала в России.
Ответь на вопросы викторины «Экзамен по Рок-н-Роллу»