МЕТАЛЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
МЕТАЛЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, художественные изделия из металла, произведения декоративного искусства, такие как ювелирные изделия, посуда, украшения, предметы культа, архитектурные детали, сделанные из металла.
На Западе классификация изделий из металла как вида декоративного или декоративно-прикладного искусства – явление сравнительно недавнее. До промышленной революции различие между «декоративным» и «изящным» искусством не было существенным, и работа по металлу с точки зрения художественного мастерства рассматривалась как равноценная живописи и скульптуре. Во многих случаях мастер, создававший предметы из металла, оказывался искусным художником и в другой области, например в скульптуре. На Востоке, однако, никогда не возникало дистанции между «высоким» и «малым» искусством, и изделия из металла продолжают занимать очень важное место в художественной культуре.
Материалы.
Основными материалами для создания художественных изделий из металла являются золото, серебро, бронза, медь, латунь, железо и оловянный сплав. Золото и серебро обычно сплавляются с небольшим количеством меди. Процентное соотношение золота в сплаве выражается в каратах (1/24 часть сплава); 14-каратное золото, например, содержит 14/24 золота, 10/24 меди. Полновесное серебро обычно содержит 92,2% серебра и 7,8% меди. Природный сплав примерно трех частей золота и одной части серебра, известный как электрум, применялся в древности. Благодаря своей ценности и пластичности золото и серебро обычно использовались для изготовления мелких предметов. Медь, будучи мягким металлом, часто использовалась для создания кованых изделий; еще чаще она служила в качестве опоры или оправы для деталей из других материалов, в виде сплава или листовой меди. Бронза – сплав меди и олова, часто применяется в скульптуре, где особенно ценны текучесть, сопротивляемость сжатию, плотность и твердость этого материала. Латунь представляет собой сплав меди и цинка, особенно широко использовавшийся в искусстве Востока и в позднесредневековой Англии. Железо употребляется для создания произведений в технике литья и сварки, особенно с 12 в. Литое железо, сжимающееся на холоде, позволяет достичь меньшей четкости форм, и поэтому используется, прежде всего, в архитектуре, где в первую очередь требуются прочность и надежность, например, для изготовления ворот, орнаментальных решеток и дверных фонарей. Из сварочного железа, менее ломкого, чем литое, путем горячей обработки могут создаваться узоры из тонких листов и планок. Оловянный сплав состоит в основном из олова с различными по количеству добавками других металлов. Старинное «немецкое олово» (4 части олова к 1 части свинца) было мягким и тяжелым, из него изготавливали литые и кованые пивные кружки и блюда. В 19 в. «британский металл» (89 частей олова, 6 частей сурьмы, 2 части меди, 2 части латуни, 1 часть железа) применялся для промышленного производства легких и твердых заменителей серебра для чайных и кофейных сервизов. Свинец и олово по отдельности почти никогда не использовались в художественных целях. Сорт свинца, называемый «старый свинец», содержит небольшую часть серебра, которое придает ему устойчивость к разложению и особую окраску; он использовался для отливки римских саркофагов, а также для изготовления средневековых крестильных купелей.
Техники формовки.
Существуют два основных метода формовки металлов: ковка и литье. Нагретые или холодные заготовки (куски металла, отлитые в подходящие для хранения и транспортировки формы) расплющиваются и деформируются вручную (молотом) или прессом либо плавятся в горне и выливаются из тигля в литейную форму. Более податливые металлы в горячем или холодном состоянии могут протягиваться через прокатный стан (перфорированный блок из литого железа или стали с пазами по сторонам) для изготовления проволоки, труб или брусков.
Ковка
(англ. smithery, forging, фр. forgement, ecrouissage, нем. Schmieden, Hammern) может быть ручной и механической. Ручная ковка с древнейших времен была одним из важнейших способов художественной обработки металлов, изготовления разнообразных изделий, произведений скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
Методом ковки можно придать любую форму тонким листам металла (т.н. листовая заготовка). Часто листовая заготовка нагревается для придания материалу большей ковкости.
Различные предметы, пустые внутри, – бокалы, чашки и чайники, их ручки и сливы легко делаются путем сворачивания и запаивания листовой заготовки. До промышленной революции подобные сосуды выделывались при помощи ручной вытяжки – обработки листа металла молотом по нескольким наковальням с последовательно увеличивающимся изгибом; перед каждой новой стадией ковки металл повторно нагревали. Оставленные молотом следы на внешней поверхности изделия удалялись выравниванием специальным полировальным молотком, а завершающая полировка выполнялась вручную мелкозернистым абразивным составом. Затем в неприметном месте ставились метки изготовителя или пробирные клейма.
С начала 19 в. ручную вытяжку сменила механическая обкатка – изготовление сосуда из плоского диска на вращающемся станке при помощи инструментов, которые постепенно увеличивали изогнутость стенки. Горячая и холодная прокатка на гидравлическом прессе сделала возможным очень быстрое изготовление полых сосудов из листовой заготовки. Нанесение декора на поверхность тоже стало механизированным: к листовой заготовке прикладывали валики с нарезным непрерывным узором. Плоские изделия, некогда изготавливавшиеся вручную литьем или ковкой, стали штамповать и формовать в один ход пресса.
Разные детали одного изделия часто соединяются методом сварки, который включает плавление паяльной лампой и последующее спаивание металлов в месте соединения. Ок. 1742 ножовщик Томас Боулсовер из Шеффилда обнаружил, что серебро и медь, если их одновременно нагреть до высокой температуры, сплавляются механически. Изготовленное таким образом шеффилдское столовое серебро было распространено до 1840, когда этот процесс был вытеснен гальваностегией, т.е. нанесением покрытия из драгоценного металла электролитическим осаждением на металлическую основу, погруженную в раствор соли золота или серебра.
Литье
(англ. casting, moulding, фр. fonte, coulage, нем. Gießen) позволяет получать отливки сложных форм, больших и малых размеров и высокого художественного качества как в единичных экземплярах, так и сериями. Технику литья используют для создания крупных изделий из бронзы, латуни, железа и свинца и мелких изделий из золота, серебра и оловянных сплавов. Эта техника основана на свойстве расплавленного металла принимать форму емкости, в которой он находится, и сохранять эту форму, остывая до твердого состояния; матрица, или литейная форма, имеющая форму будущего изделия, обычно делается из песка или глины. Ради экономии металла и уменьшения веса изделия мелкие отливки обычно делаются монолитными, а крупные изделия – полыми и часто собираются из нескольких кусков. Наиболее распространенным методом литья в бронзе является cire-perdue (утраченный воск). В этом случае фигура сначала грубо формуется в глине, а затем покрывается воском. Резьбой по воску производится желаемая моделировка, после чего накладывается завершающий слой глины. В процессе обжига глиняная модель твердеет, а воск плавится. Через вертикальные литники (отверстия) расплавленную бронзу вливают в пространство, оставленное воском; глиняную оболочку и сердцевину удаляют, когда бронза остынет. Полученную в результате тонкую полую отливку дорабатывают вручную.
Декор из листовой заготовки.
Куски нужной формы вырезаются из металлических листов ножницами, а для получения рисунка они могут подвергаться штамповке. Наложение этого типа декора на поверхность сосуда в англоязычной литературе обозначается термином cut-card. Фигуры и узоры, рельефно выступающие над поверхностью сосуда, выполняются выколачиванием металлического листа с оборотной стороны пунсоном в технике, называемой объемной чеканкой, или repoussé (франц.); подобным образом вогнутый рисунок выполняется с лицевой стороны плоской чеканкой. Ровные поверхности могут быть украшены гравировкой при помощи резца или грабштихеля; иногда рисунок прочерчивается сквозь нанесенный на поверхность воск и затем протравливается кислотой. На поверхность изделия может напаиваться тонкая проволока, обычно витая (скань, филигрань), и мелкие шарики (зернь), образующие рельефные формы или тонкий орнамент; сканью и зернью часто украшали оправы драгоценных камней. Если вместо резца используются вращающиеся валки, поверхность приобретает зернистую, матовую или шероховатую фактуру.
В отдельные периоды в некоторых странах в поверхности предметов из меди, латуни, бронзы и стали, а иногда из золота и серебра, делались выемки при помощи вытравливания или гравирования, которые заполнялись другим материалом. Если это заполнение состоит из черных серных соединений серебра, меди или свинца, то такая техника называется чернью, ниелло (итал. niello); если выемки заполняются стекловидной глухой или прозрачной эмалью, то это называется выемчатой эмалью, шанлеве (франц. champleve). Выемки могут также создаваться припаиванием тонких металлических полосок или проволочек-перегородок (франц. cloisons) на гладкую основу из золота, серебра, меди или бронзы; затем выемки заполняются эмалями и изделие обжигается. Эта техника называется перегородчатой эмалью, или клуазонe (франц. cloisonne). Третий вариант этой техники – насечка: на поверхность изделий из стали, латуни или других материалов наносился рисунок из углубленных желобков, выемок и зазубрин, которые заполнялись золотой или серебряной проволокой, затем поверхность тщательно разглаживалась. Техника насечки была изобретена и распространена в Дамаске, поэтому в зарубежной литературе ее иногда называют дамаскированием, что означает также подражание дамасской стали.
ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТАЛЛА
Древний мир.
В древности в Египте и Передней Азии считалось необходимым сохранять в погребении тело и имущество усопшего. Судя по многочисленным находкам в погребениях, металлические изделия имели огромное значение в древних обществах.
Египет.
Как и все египетское искусство, художественные изделия из металла следовали традиции, сформировавшейся в эпоху Древнего царства (ок. 2780–2280 до н.э.). Строгость, величественность и каноничность египетских скульптурных портретов и фризовых росписей гробниц в той же мере присущи сопутствовавшим им металлическим предметам, особенно ювелирным украшениям, которые были важным элементом египетского костюма. Ювелирные изделия эпохи Древнего царства указывают на то, что техники ковки, гравировки, припоя, а также проката проволоки уже получили значительное развитие. В больших количествах применялась медь; сосуды эпохи Древнего царства явно изготавливались способом холодной ковки и повторяли формы глиняных изделий. Эпоха расцвета египетского художественного металла – период Нового царства (1574–1085 до н.э.), когда Египет находился в зените своего могущества и процветания; в это время и формы изделий, и технологии их изготовления достигли совершенства. В Древнем Египте на протяжении всей его истории золото сохраняло значение особого символа, связанного с культом бога Солнца Ра; в числе более чем 2000 предметов, найденных в гробнице фараона Тутанхамона, были золотые саркофаги, трон и четыре колесницы, а также ювелирные украшения.
Месопотамия.
Самые древние художественные изделия из металлов – золота, серебра и меди – были найдены в царских гробницах Ура (середина 3 тыс. до н.э.), одного из городов Шумера, государства в южной Месопотамии. Шумеры использовали геральдические композиции со строго симметричными изображениями животных и человеческих фигур во всех видах искусства; златокузнецы и ювелиры уделяли особое внимание проработке формы и моделировке причесок золотым листом, изготавливали золотые и серебряные ритуальные кинжалы и изысканные сосуды для питья. Скульптурные предметы, такие, как серебряные и медные модели лодок, украшенный чеканкой кованый золотой шлем, серебряная с золотом статуэтка барана и т.п., отражают придворную жизнь раннединастического земледельческого общества. Бронзовая модель запряженной повозки является самым ранним известным примером литья методом утраченного воска.
Редкий памятник следующего периода истории Месопотамии – великолепная, в натуральную величину бронзовая голова, которая предположительно является портретом аккадского царя Саргона Древнего.
Малая Азия и Левант.
Множество металлических изделий обнаружено в погребениях прибрежной малоазийской культуры (ок. 2500 до н.э.) в Гиссарлыке (Троя). Особого внимания заслуживают маска из кованого золота и золотые ювелирные изделия, в которых повторяется мотив туго закрученной двойной спирали. Еще более богатый клад того же периода, с небольшими серебряными и бронзовыми фигурками животных, изящными золотыми кувшинами и кубками, золотыми ювелирными украшениями и наконечниками боевых топоров был раскопан в могильнике в Аладжа Хююке. Такое разнообразие материалов, форм и техник предполагает высокий уровень развития металлургии. В этот период жители Египта, Месопотамии и Малой Азии вели прибыльную торговлю металлическими изделиями с Финикией и Сирией; в изделиях двух последних стран чувствуется слияние различных художественных стилей.
Ассирия.
В Ассирии не было собственного хорошо развитого металлургического производства; мастера и металлические изделия вывозились из разных областей империи. Несколько бронзовых чаш, найденных в Нимруде, возможно, завезены с Кипра или из Финикии: они украшены разнообразными декоративными мотивами, выполненными гравировкой, резьбой и объемной чеканкой. На бронзовом рельефе с «Балаватских ворот» в Нимруде есть две сцены в технике чеканки; фризовая расстановка фигур, движущихся в пустом пространстве, позволяет предположить, что эти рельефы могут иметь скорее местное, чем иноземное происхождение.
Иран.
Среди множества небольших бронзовых предметов, раскопанных в могильниках 12–7 вв. до н.э. в Луристане, на западе Ирана, преобладают детали конской сбруи, украшения колесниц, застежки и оружие. Большая часть этих предметов представляет собой стилизованные изображения животных, имевшие ритуальное или вотивное назначение, они посвящались божествам и духам предков. Искусство иранской державы Ахеменидов (ок. 550–330 до н.э.), вероятно, унаследовало некоторые черты этого схематизированного анималистического стиля. Лучшие образцы ахеменидских художественных изделий из золота, серебра и бронзы представлены археологическими находками, среди которых следует отметить золотой браслет в форме пары противостоящих друг другу грифонов, с драгоценными камнями, вставленными в ложа, образованные припаянными на ребро металлическими ленточками; серебряный ритон (имеющий вид рога сосуд для ритуальных возлияний или питья) с ребристым туловом, поддерживаемым литой фигурой грифона, и маленькая литая фигурка крылатого горного козла из серебра с золотой насечкой, служившая ручкой большого бронзового сосуда. В формах некоторых из этих предметов чувствуется греческое влияние, но в целом они отражают вкусы местного военного общества. Фантастические крылатые животные и сцены конной охоты (и те и другие мотивы восходят к ассирийскому искусству) вновь появляются в художественном металле иранской империи Сасанидов (227–651).
Скифы.
Скифы и родственные им племена североиранской языковой группы, которые населяли обширные территории Северного Причерноморья и Прикаспия во второй половине 1 тыс. до н.э., славились своими декоративными изделиями из металла: элементами парадной конской упряжи (седла, уздечки, стремена), коваными бронзовыми и золотыми застежками-фибулами и т.п. Эти предметы были украшены изображениями животных в сплетении с абстрактным орнаментом; их декоративные мотивы, получившие название «звериного стиля», были известны многим более поздним европейским и азиатским культурам. Литье методом утраченной восковой модели не практиковалось, зато были чрезвычайно популярны техники выемчатой и перегородчатой эмали, а также инкрустация драгоценными камнями. Заметная близость между иранским орнаментом и скифскими ювелирными изделиями подтверждает общность их происхождения.
Античный мир.
Крит.
Население Крита минойского периода почитало природу, в его искусстве проявилась изобретательность мастеров в использовании природных форм. Хотя первостепенное значение имели живопись и керамика, в дворцовых комплексах в Кносе, Фесте и Маллии также работали мастера по золоту, серебру и меди; в Фесте и Маллии были бронзолитейные мастерские. В погребениях на острове Мохлос, датированных ок. 2000 до н.э., кроме медных инструментов и оружия, были обнаружены самые ранние из значительных образцов крито-минойской работы по металлу; среди этих предметов были золотые ювелирные украшения в форме листьев и цветов, звериная маска и бронзовая фигурка льва. Большинство раскопанных на Крите изделий из металла, датируемых временем после ахейского завоевания (ок. 1100 до н.э.), имеют кипрское или сиро-финикийское происхождение и стиль.
Греция.
Самые ранние образцы работы по металлу, происходящие из материковой Греции, относятся к микенскому периоду (ок. 1500–1100 до н.э.). В пяти царских захоронениях на агоре Микен были найдены диадемы и короны из золотых листочков, украшения, воспроизводящие мотивы живой природы, золотые маски и нагрудные диски. Две золотые чаши того же периода (ок. 1500 до н.э.), найденные в Вафио, украшены чеканными рельефами с динамичными сценами охоты на буйволов, в стиле которых чувствуется крито-минойское влияние. Начиная с 8 в. до н.э., лучшими греческими произведениями художественного металла были объемные изображения людей, т.е. круглая скульптура. Греческие скульпторы работали в бронзе, золоте, серебре, железе и даже свинце; они, в частности, довели искусство бронзового литья методом утраченной восковой модели до профессионального уровня. Для геометрического стиля 8 в. до н.э. типичны маленькие бронзовые статуэтки мужчин и коней. В конце 7 в. до н.э в Аттике появились более крупные бронзовые статуи куросов (юношей). Изобретение метода литья крупных бронзовых фигур приписывают братьям-скульпторам Феодору и Ройку с острова Самос, жившим в 6 в. до н.э., хотя полые литые изображения были известны еще в предшествующем столетии. Хрисоэлефантинная техника скульптуры (из слоновой кости, на деревянном каркасе и с золотой обшивкой) была наследием Крита; предположительно к этому типу принадлежали выполненные Фидием (ок. 500–432 до н.э.) статуи Афины Парфенос и Зевса Олимпийского. Греческие золотые и серебряные ювелирные изделия этого времени демонстрируют влияние ближневосточных образцов.
Этруски и Рим.
Этрусские изделия из бронзы и железа до 800 до н.э. – небольшие статуэтки из святилищ, декоративные крышки урн для хранения пепла после кремации и умбоны (выпуклые колпаки, укрепляющие середину круга) для щитов и колес повозок, в украшение которых были включены стилистические элементы, заимствованные из художественного металла европейских кочевых племен. В более поздней бронзовой скульптуре, ювелирных украшениях и сосудах из золота и серебра начинает все более преобладать влияние греческих изделий. Богатство и великолепие быта эпохи расцвета Римской империи породило большой спрос на сосуды и другие предметы домашней утвари, особенно серебряные и бронзовые. Римские художественные изделия из металла во многих случаях являются лишь средством для показа скульптуры или орнамента, выполненного в высоком рельефе; однако такая демонстрация владения техникой зачастую искажала понятие о функциональном назначении предмета. Металлические предметы украшались мифологическими сценами, растительными орнаментами, гротескными масками, натюрмортами и вакхическими сценами, которые выполнялись в технике литья, чеканки, резьбы и гравировки. Сохранилось сравнительно мало римских золотых изделий; одно из наиболее замечательных произведений – относящаяся к началу 3 в. патера (блюдо для возлияний) из Ренна. Что касается бронзы, наиболее выдающимся из сохранившихся памятников является конная статуя императора Марка Аврелия.
Раннее христианство, Византия и Италия.
После падения Западной Римской империи (ок. 476) греко-римские изобразительные и орнаментальные мотивы в преобразованном виде продолжали существовать в раннехристианском и византийском церковном искусстве. Главными центрами художественного металла вплоть до арабских завоеваний (ок. 650) оставались Антиохия и Александрия, где изготавливалось множество литургических сосудов из серебра. В эпоху иконоборчества (726–843) в Византии было запрещено создавать изображения Христа в любом материале. С окончанием иконоборчества возобновилось изготовление литургической утвари, пышно украшенной золочеными серебряными рельефами, выполненными в технике объемной чеканки, и инкрустированных драгоценными камнями и эмалями. Константинополь был главным центром производства перегородчатых эмалей на золоте и литых бронзовых церковных дверей с рельефами, серебряным и черненым орнаментом. «Прекрасные врата» храма Святой Софии Константинопольской были установлены в 838; в 11 и 12 вв. византийские и итальянские мастера создали множество таких дверей в Италии и на Сицилии.
Средние века.
Время расцвета кузнечного мастерства – Средние века. Переломным моментом в искусстве ковки стало распространение стали. Центрами кузнечного ремесла стали такие города как Дамаск, Милан, Аугсбург. Оружейные мастера прославили русский город Тулу, бытовыми коваными изделиями (флюгерами, замками, канделябрами и т.д.) славились Венеция и Нюрнберг, решетками – Толедо и Прага, утварью – Герат и Мосул.
Решетки, ворота, оружие, доспехи, утварь, украшения покрывали рельефами, просечным узором, насечкой, росписью.
Раннее Средневековье, эпохи Каролингов и Оттонов.
В эпоху раннего Средневековья работа по металлу была основным средством художественного выражения. Драгоценные перегородчатые эмали и вставки из драгоценных камней, дополненные чеканкой, филигранью и чернью, широко использовались в эпоху т.н. Каролингского Возрождения, при императоре Карле Великом. Золоченый медный потир (ок. 780), преподнесенный аббатству Кремсмюнстер, имеет форму, которая стала типичной к этому времени: чаша покоится на расширяющейся книзу ножке со сферической промежуточной вставкой. Тулово и ножка украшены фигурными пластинками, размещенными на фоне гравированной плетенки. В 9 в. ведущую роль играла реймсская школа, мастера которой создавали пышно декорированные предметы, такие, как островерхая гробница короля Арнульфа. Наиболее известное произведение англосаксонской школы, центром которой был Кент, – драгоценности короля Альфреда Великого (ок. 890); ирландскую школу представляет потир из Арда, импозантный двуручный сосуд, украшенный типичной кельтской плетенкой из тонкой золотой проволоки.
С воссозданием в правление династии Оттонов (912–1024) на территории Германии и Италии Священной Римской империи (962) ведущая роль в производстве художественных изделий из металла перешла от Реймса к городам Рейна. В большом количестве изготавливались литургические сосуды, форма которых следовала каролингским традициям; делались рельефы из золота и серебра со сценами повествовательного характера, заключенные в рамки с цветными драгоценными и поделочными камнями. Находящиеся в соборе в Трире реликварии гвоздя Святого Креста, ступни Св. Андрея и кисти Св. Власия (ок. 990) имеют формы, повторяющие очертания содержащихся в них святынь. Среди наиболее замечательных произведений художественного металла этого периода – бронзовые двери и Триумфальная колонна Христа в соборе в Хильдесхайме (ок. 1015). На рельефах дверей представлены сцены грехопадения и евангельский цикл; расположение рельефов на колонне повторяет композицию рельефов римских колонн Траяна и Марка Аврелия.
Романский стиль.
В 11–12 вв. обработка металла оставалась ведущим художественным ремеслом. Формы церковной архитектуры и сопутствующего ей скульптурного рельефа нашли отражение в изделиях из металла: многие реликварии сделаны в виде зданий с двускатной крышей и украшены многочисленными фигурами в высоком рельефе. Предметы, привозившиеся крестоносцами с Востока, способствовали распространению сильного византийского влияния. Часто в одном произведении использовались все техники, которыми владел мастер. Наиболее прогрессивные мастерские городов областей Рейна и Мозеля в 12 в. способствовали распространению натуралистической манеры изображения человеческих фигур и растительных форм. Создателем двух замечательных переносных алтарей (ок. 1100) считается золотых дел мастеру Рогерус из Хельмарсхаузена; лотарингский мастер Ренье из Юи в начале 12 в. отлил бронзовую крестильную купель для церкви св. Варфоломея в Льеже. Годфруа де Клер из Юи изготовил для своего покровителя реликварий головы папы Александра (ок. 1146), триптих (ок. 1150) и переносной алтарь (ок. 1150). Последним крупным мастером романского художественного металла был Николай Верденский, который создал раку Богоматери в соборе в Турне (1205). Из бронзы отливали водоносы в форме грифонов и львов. Медь использовалась для светильников в форме короны; благодаря растущему спросу на церковную утварь впервые в искусстве большое значение приобрело сварочное железо.
Ближний Восток.
Мусульманское искусство в целом характеризуется богатством и великолепием художественных форм и приемов. В работе по металлу одной из наиболее распространенных декоративных техник была насечка, или инкрустация золотой, серебряной и медной проволокой, образующей переплетающиеся арабески, на поверхности изделий из бронзы, латуни и стали. Поскольку ислам запрещал изображение человека, декор изделий из металла обычно состоял из надписей куфическим или другими шрифтами, окруженных растительным или зооморфным орнаментом. Несколько основных схем разрабатывались с большой гибкостью, и одни и те же мотивы встречаются на изделиях из металла и других материалов. Среди наиболее замечательных произведений художественного металла – украшенные насечкой латунные кувшины, чаши, вазы и пеналы, созданные в 1203–1320 в Мосуле (Ирак). Подсвечники, курильницы и другие предметы дворцовой обстановки производились в Дамаске, Халебе (Сирия) и в Каире (Египет) с середины 13 по 15 в. С начала 16 в. насечкой украшали в основном стальные щиты и доспехи.
Готический стиль.
В Европе в 1200–1500 культовые изделия из металла, такие, как реликварии, алтари, купели для крещения и гробницы, представляли собой вариации стиля архитектуры этого времени; они часто украшались горельефными изображениями. В качестве примеров можно привести реликварии в Эвре, Аахене и Нивеле, кадило из аббатства Рэмси и большие алтари в баптистериях в Пистойе и Флоренции. Лимож во Франции особенно прославился своими эмалями; французские кузнецы изготавливали прекрасные металлические детали для ограды хора и дверей. Свинец получил применение в пышно украшенных литых шпилях и шпицах. Различные медные изделия, такие, как купели и канделябры, стали называться динандери, по имени города Динан в Бельгии. Испанские мастера разработали технику литья железных позолоченных кафедр и сваренных из нескольких кусков золоченых оград, называемых рехерос. Многое из английской церковной утвари было переплавлено в эпоху Реформации, однако такие памятники, как Общая чаша из Кингз-Линн, «чаша Стадли» и Исландский потир, свидетельствуют о присущей северным школам чистоте форм. Для Англии характерны окованные серебром деревянные чаши (англ. mazers), большие солонки, а также латунные пластины с гравированными изображениями, покрывающие надгробия. В Ирландии в большом количестве делались колокольчики, украшенные кельтской плетенкой, напоминающей паутину. В эпоху поздней готики во всех видах металлообработки ведущая роль принадлежала Южной Германии: особенно примечательны большие церковные ограды и купели для крещения, выполненные в бронзе, меди или из сплава олова со свинцом, в то время как в золоте и серебре стали изготовлять закрытые чашки, называемые бокалами или кубками. На Балканах и на Руси продолжали изготавливать металлические изделия в византийском стиле.
Итальянский Ренессанс.
В 15 в. в Италии новые гуманистические идеи и возрождение античных форм и декоративных мотивов проявились во всех видах искусства. В металлопластике многие статуэтки и рельефы отливались в бронзе методом утраченного воска. Также производилось значительное количество миниатюрных изделий из других металлов; двор Медичи и папский двор имели большой штат золотых дел мастеров. Знаменитый скульптор Микелоццо работал над алтарем из золота и серебра для баптистерия во Флоренции. В дополнение к южным дверям баптистерия с бронзовыми позолоченными рельефами на сюжеты из жития Иоанна Крестителя, созданными Андреа Пизано в 1330–1336, в 1424 были смонтированы северные двери, выполненные Лоренцо Гиберти, с бронзовыми рельефами сцен из жизни Христа. Рельефы третьих, восточных дверей (т.н. «Райские врата») с ветхозаветными сюжетами были закончены Гиберти в 1452. Из других произведений художественного металла следует упомянуть изготовленные Николо Гроссо архитектурные детали и дворцовую утварь, особенно фонари палаццо Строцци (Флоренция).
Европейский маньеризм.
Идеи итальянского Возрождения постепенно проникали в Северную Европу в период между серединой 16 – серединой 17 в.; однако как раз в то время, когда североевропейские художники начинали усваивать итальянский стиль, само итальянское искусство стало приобретать черты манерности и вычурности. В металлических изделиях этого времени подчеркивалось искажение формы, виртуозное владение материалами и напряженные пространственные взаимосвязи, что очень привлекало северных мастеров, работавших в столь же манерном позднеготическом стиле. Североевропейский художественный металл характеризуется тщательно отработанными веками формами и классическим античным орнаментом, трактованными в позднесредневековой манере. Среди наиболее замечательных произведений итальянского маньеризма – золотая солонка, выполненная Бенвенуто Челлини (ок. 1543) для Франциска, и бронзовый Меркурий (около 1572) Джамболоньи. От этого периода почти не сохранилось значительных образцов французской работы по металлу, но немецкие ремесленники, особенно в Нюрнберге и Аугсбурге, в изобилии изготавливали разнообразные изделия из всех металлов, которые дошли до наших дней. Самым известным из золотых дел мастеров был Венцель Ямницер, который прославился своими пышно декорированными золотыми, серебряными и эмалевыми изделиями; Каспар Эндерлайн выполнил множество богато украшенных предметов из сплава олова со свинцом. Аугсбургские золотых дел мастера украсили Померанский кабинет (после 1617), а мастер по железу Ганс Мецгер выполнил изящное обрамление гробницы Фуггеров (1588) в виде переплетающихся листьев. В Нидерландах немецкий стиль проявился в творчестве утрехтского ювелира Адама ван Вианена, брат которого, Пауль, работал в Праге. Отсюда этот стиль проник в елизаветинскую Англию; дошедшая до нас английская посуда (преимущественно сосуды для питья, солонки и высокие кружки с крышками) украшена гравированным лиственным орнаментом и сценами с ровной, нерельефной штриховкой (узкие полоски, которые загибаются, пересекаются или переплетаются, образуя различные рисунки). В Испании мастер Хуан де Арфе создал пышно украшенную чашу на фигурной ножке – монстранц (ок. 1587), хранится в Севильском соборе; там же находятся бронзовый аналой и тенебрарий, отлитые Бартоломе Морелем. Ренессансно-готический стиль ювелирного искусства в Испании в приложении к архитектуре получил название «платереско».
Барокко.
К 1630 в Италии формы художественных изделий из металла приобрели мощь и динамичность. Гигантский балдахин над алтарем собора св. Петра в Риме, выполненный в бронзе в 1624–1633 Джованни Лоренцо Бернини, представляет собой памятник, венчающий развитие стиля барокко. Этот стиль вскоре был воспринят и получил продолжение во Франции, откуда он распространился во все страны Европы, в Россию и к концу 18 в. в Северную Америку. В эпоху Людовика XIV французская работа по золоту, серебру, бронзе и железу демонстрирует богатое разнообразие свободного растительного орнамента, замкнутого внутри четко определенной рамки изогнутых кривых. После 1688 во Франции многие металлические предметы были отправлены в переплавку для финансирования дорогостоящих войн и дворцового строительства в Версале. Впрочем, второе их этих мероприятий стимулировало развитие различных техник художественной обработки железа, создавая спрос на изготовление узорных ворот, а также на оформление интерьеров позолоченной бронзой; в качестве примера можно привести работы Андре-Шарля Буля. Отмена в 1685 Нантского эдикта вынудила многих гугенотов, многие из которых были золотых дел мастерами, бежать в Голландию, Англию и Северную Америку, где они восприняли сильное влияние местных стилей. Поль де Ламери стал самым знаменитым лондонским мастером, а Бартоломью Ле Ру был одним из многих мастеров по металлу в Нью-Йорке, где господствовал голландский вкус к пышно украшенным пивным кружкам, кубкам и ложкам. В Бостоне мастера по металлу, например Иеремия Думмер, в изготовлении сервизов и сосудов для питья следовали английскому стилю. В Англии популярный в 17 в. орнамент с мотивами тюльпана и виноградной лозы, вычеканенный по серебру, к 1690 был вытеснен лентами романского орнамента, выполненного литьем и резьбой. Между 1697 и 1719 в изготовлении простых неорнаментированных изделий, формы которых состояли из грациозно уравновешенных кривых, применялось серебро нового «британского стандарта» чистоты. Олово (сплав олова и свинца) по-прежнему использовалось для упрощенной имитации форм серебряных изделий.
Рококо.
Беззаботность и легкомыслие французской придворной жизни после смерти Людовика XIV (1715) нашли выражение во всех видах художественного творчества этого времени. Поверхности украшались причудливыми формами рельефных чеканных картушей, напоминавших развернутые свитки, и раковин (франц. rocaille); от этого слова произошло название стиля рококо. Этот стиль стал популярным в работах по серебру благодаря творчеству Франсуа-Тома Жермена, а в бронзе для оформления интерьеров – благодаря деятельности семьи Каффиери. Ворота Жана Ламура в Нанси представляют стиль рококо в работе по железу. В Англии, как и во Франции, в декоре появился также стиль шинуазри (мотивы китайского искусства). В Филадельфии стиль рококо проявился в работе серебряных дел мастеров фирмы «Ричардсон», а в Нью-Йорке – в изделиях компании «Маер Маерс». К середине 18 в. стиль рококо проник в Италию, Испанию, Германию и Россию.
Классицизм.
В семидесятые годы 18 в. возрастающий интерес к классической античности привел к появлению нового стиля в работе по металлу, так же, как и в других видах искусства. Сдержанность декоративного оформления и чистота формы характерны для сосудов в виде шлемов или урн, иногда украшенных каннелюрами, как колонны. Классицизм распространился на все виды работ по металлу: посуду, ювелирные изделия, скульптуру и элементы архитектурного декора. В Англии простые гладкие формы использовались в дизайне шеффилдского столового серебра, а в Бостоне Поль Ривер изготовил множество чайников, графинов и других предметов в этом стиле, который в Америке получил название «федеральный». После 1800 становились все более популярными подражания греческой, а не римской античности, и формы получили более выразительную скульптурную трактовку.
Викторианское и новейшее время.
В начале 19 в. применение механических методов для массового производства металлической утвари для домашнего обихода привело к быстрому упадку ремесленного мастерства. Новая эстетика дизайна машинной продукции еще не была сформулирована; поэтому вместе с возрождением в 19 в. интереса к различным историческим стилям промышленные изделия имитировали произведения художественного ремесла прошлых эпох. Позднее в Англии Уильям Моррис стал инициатором движения «искусства и ремесла», которое отстаивало возврат к рукодельному творчеству, однако оно оказало лишь незначительное влияние на дизайн. На рубеже 19–20 вв. в стиле модерн, использовавшем элементы различных исторических стилей, создавались металлические изделия элегантных и утонченных форм, напоминающих живое растение. Л.Тиффани в США был главным представителем модерна в области художественного металла и стекла. Архитектор Л.Салливен создавал детали архитектурного декора сложных и богатых форм в технике литья из железа. Баухаус, школа дизайна в Германии 1920-х, оказал наиболее сильное влияние на формирование новой эстетики механизированного производства; согласно этой концепции, внешний вид предметов из металла или других материалов должен выявлять материал и назначение изделия. Дизайн немецких и шведских изделий из серебра, нержавеющей стали и сплавов олова особенно наглядно демонстрирует пластическую красоту и функциональную выразительность этого нового направления в искусстве. Современные скульпторы Г.Мур, А.Джакометти и А.Колдер работали во всех металлах, с замечательным мастерством создавая фигуративные и абстрактные композиции.
Дальний Восток и Индия.
В Китае и Индии золото и серебро добывались с 1 тыс. до н.э., однако наиболее значительные произведения художественного металла, сохранившиеся от этого времени, отлиты из бронзы, меди и латуни. К концу династии Шань (11 в. до н.э.) в Китае производились литые бронзовые ритуальные сосуды непревзойденного качества; их производство продолжалось на протяжении последующего периода Чжоу. В эпоху империи Хань (206 до н.э. – 220 н.э.) появилась инкрустация золотом и серебром, особенно часто встречающаяся на зеркалах. С распространением буддизма в начале нашей эры появилась позолоченная храмовая скульптура.
В Индии влияние позднеантичного искусства проявилось в таких произведениях, как золотой чеканный буддийский реликварий из Бимарана (ок. 300; Британский музей, Лондон). Многие храмовые индуистские культовые изображения выполнены из бронзы, позолоченной меди и латуни (ок. 300–500).
Ок. 520 в Японию из Китая проникла техника бронзового художественного литья буддийской культовой утвари. Из японских металлических изделий особенно знамениты стальное оружие и доспехи; традиционные династические виды вооружения и доспехов утвердились в 12 – начале 13 в.
Доколумбова Америка.
В Америке искусство обработки золота и электрума, вероятно, появилось на побережьях Колумбии и Перу и затем распространилось на север. В долине реки Моче на севере Перу в период ок. 400–700 было известно литье, ковка и сплавы золота, серебра и меди, из которых делали оружие, маски и зооморфные украшения (в виде животных). Другие изделия, в т.ч. антропоморфные вазы и статуэтки, относятся к культурам чиму (ок. 1300–1438) и инка (ок. 1438–1532). Колумбийские народы чибча изготавливали шлемы, небольшие скульптурные изображения людей и животных и украшения из тумбага (сплав золота и меди). Платина, которая в Европе не была известна вплоть до 1730, в Южной Колумбии и Эквадоре обрабатывалась накаливанием (нагреванием без плавления) с золотом и чеканкой. В Венесуэле, Панаме и Коста-Рике с 11 в. из золота, серебра и меди выделывали подвески и нагрудные украшения с изображением божеств в птичьем и зверином обличье. Литье золотых украшений методом утраченного воска получило развитие в Мексике; серебро было редким и поэтому ценилось больше, чем золото. В эпоху миштеков (ок. 1100–1500) в Мексике центром металлургии был город Оахака; в сохранившейся нетронутой гробнице в Монте-Альбана было найдено множество великолепных изделий из золота, выполненных с применением техник объемной чеканки, литья и витой проволоки.
Тропическая Африка.
Около двадцати бронзовых голов почти в натуральную величину, найденных в Ифе в Нигерии, свидетельствуют о высоком уровне утонченного мастерства и реализма. Источники происхождения этого натуралистического стиля и техники литья методом утраченной восковой модели в царстве Ифе неизвестны. Согласно бенинским источникам, в конце 13 в. это ремесло пришло в Бенин из соседнего Ифе. В Бенине до конца 17 в. производили большие бронзовые стилизованные головы, статуэтки воинов и рельефы в форме подвесок и декоративных пластин. Все изображения людей стилизованы; гладкие поверхности лиц составляют контраст с участками другой фактуры и орнаментами, сделанными в технике литья и гравировки. Ашанти, племена Золотого Берега (Гана), продолжили эту традицию в миниатюрном литье, изготавливая крошечные золотые гирьки, филигранные подвески и миниатюрные маски.
См. также АФРИКАНСКОЕ ИСКУССТВО.
Ковка и литье в России.
В 15 – нач. 19 в. создавались знаменитые ограды, ворота, фонари в Версале, Париже, Нанси. По их примеру в Петербурге, Царском Селе русские мастера в технике ручной ковки создают самобытные вещи. В 19 в. ручная ковка вытесняется штамповкой и литьем. В 20 в. в России снова возродился интерес к ручной ковке (И.С.Ефимов, В.П.Смирнов), также как в Германии (Фриц Кюн).
Литье из бронзы в России получило распространение с 11–12 вв., с 16 в. популярным становится литье из чугуна. В 18 – нач. 19 вв. из бронзы изготавливались литые золоченые или панированные детали архитектуры и мебели, из чугуна – ограды, надгробия, скульптура. С сер. 19 в. большую известность приобрело каслинское чугунное литье (г.Касли, Челябинская область). В советское время известным бронзолитейщиком был В.В.Лукьянов.
Особой славой пользуются такие российские отливки из бронзы как Царь-пушка (1586, мастер Андрей Чохов), Царь-колокол (1735, мастера И.Ф. и М.И.Моторины), Медный всадник Э.М.Фальконе (1775, мастер Е.Хайлов), памятник Минину и Пожарскому И.П.Мартоса (1816, мастер В.П.Екимов), группы Укротители коней для Аничкова моста в Петербурге (1850, скульптор и литейщик Клодт).
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»