БАРАНОВ-РОССИНЕ, ВЛАДИМИР ДАВИДОВИЧ
БАРАНОВ-РОССИНЕ, ВЛАДИМИР ДАВИДОВИЧ (наст. фамилия и имя Баранов, Шулим-Вольф) (1887/1888–1944), русский художник и изобретатель, один их основоположников светомузыкального кинетизма в искусстве. Родился 20 декабря 1887 (1 января 1888) в селе Большая Лепатиха Таврической губернии (ныне Запорожская область, Украина). В 1903–1908 занимался в Одесском художественном училище. В 1908 поступил в петербургскую Академию художеств, но на следующий год был отчислен оттуда за непосещение занятий. Участвовал в первых выставках русского авангарда («Стефанос» в Москве, 1907; «Звено» в Киеве, 1908; и др.). С 1910 жил и работал в Париже, где начал выступать под псевдонимом «Россине» (затем подписывался двойной фамилией), а в 1915–1917 – в Скандинавии (преимущественно в Норвегии). В 1917 вернулся в Россию, жил в Петрограде, а с 1919 в Москве, где был профессором Вхутемаса (Высшие художественно-технические мастерские).
Сформировавшись как мастер, писал картины в духе футуризма (Беспредметное, конец 1910-х годов, Художественный музей имени А.Н.Радищева, Саратов) и супрематизма. Однако получил известность в первую очередь своим стремлением развернуть образы в реальное пространство – его выставленная в Париже скульптура Симфония № 2 (из металлических труб, проволоки и пружин, 1914, не сохранилась) удостоилась похвалы Г.Аполлинера. В начале 1920-х годов увлекся проблемами светомузыки, пытаясь воплотить в жизнь идеи А.Н.Скрябина. Сконструировал особого рода клавир («оптофон»), каждый клавиш которого соответствовал не только определенному звуку, но и цвету (свет, проходя через оптические фильтры, проецировался на экран-«хромотрон»). Провел первые светомузыкальные концерты в театре В.Э.Мейерхольда (1923) и Большом театре (1924); сам исполнял на них «партию света», в последнем случае – в сопровождении симфонического оркестра под руководством В.Сука.
С 1925 жил в Париже, демонстрируя свой оптофон. Этот аппарат Баранов-Россине запатентовал, как и ряд других своих изобретений, использующих эффекты преломления световых лучей (в частности, «хромофотомер» для определения качества драгоценных камней и «мультиперко» для производства и очистки химических растворов), в 1930-е годы. Не оставлял и искусство как таковое, создавая живописные и скульптурные композиции, основанные на принципе «ленты Мёбиуса», активно применяя разнородные материалы и полихромию.
В ноябре 1943 был арестован как еврей в Париже оккупационными властями и депортирован в Германию.
Умер Баранов-Россине в нацистском концлагере в январе 1944.
Светомузыка в театре и на эстраде. Казань, 1992
Лейкинд О.Л. и др. Художники русского зарубежья. 1917–1939. Биографический словарь. СПб, 1999
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»