АРХИВЫ ЛИТЕРАТУРНЫЕ
АРХИВЫ ЛИТЕРАТУРНЫЕ – 1). Собрания документов и материалов, имеющих отношение к истории литературы (рукописей литературных произведений, записных книжек и дневников писателей, мемуаров, переписки, документов биографического характера и т.д.). 2). Учреждения, целенаправленно собирающие и хранящие такие коллекции, а также изучающие находящиеся в них материалы.
Архивы литературные за рубежом.
В древности некоторые функции литературных архивов выполняли библиотеки. Так, знаменитая Александрийская библиотека в Египте, хранившая, по разным данным, от 100 до 700 тыс. манускриптов (основана в 3 в. до н.э., сгорела в 1 в. до н.э., остатки уничтожены в 4 в.), отчасти представляла собой архив. В ней хранились рукописи по философии, истории, естественным наукам, литературные произведения (многие – в единственном экземпляре). Пользуясь собранием библиотеки, представители Александрийской филологической школы не только составляли биографии писателей и комментарии к их произведениям, но и занимались текстологической работой, выстраивая канонические своды античных авторов, которыми впоследствии пользовались исследователи и издатели средневековья и ренессансной эпохи.
Вплоть до 13–14 вв. систематически хранились лишь окончательные результаты литературного труда, однако уже в эпоху Раннего Возрождения осознается ценность авторизованных рукописей и побочных материалов (черновиков, писем и т.д.). С началом книгопечатания предметом хранения становятся и печатные издания с рукописной авторской правкой.
Для эпохи Возрождения характерен интенсивный поиск рукописей античных авторов с целью установления неискаженного текста древних литературных памятников. Коллекции литературно-архивных материалов появляются в составе библиотек знатных итальянцев (например, династии Медичи в 15 в.), в Ватиканской библиотеке, королевских библиотеках Франции и Испании, монастырских и университетских библиотеках. В Восточной Европе в 15 в. приобретает известность архив-библиотека, основанный венгерским королем Матвеем Корвином. В этих собраниях, наряду с древними литературными памятниками, откладываются и тексты новой литературы.
В 16–17 вв. возникли архивы литературных обществ, академий (в частности, Академии делла Круска, существующей с 1582 во Флоренции, и Французской академии, основанной в 1635), а также книгоиздателей. В этих коллекциях акцент уже сместился на отражение текущего литературного процесса.
К 19 в. все большую роль в собирании литературно-архивных материалов играют музеи и крупнейшие библиотеки, в их структуре появляются рукописные отделы. Число частных коллекций вырастает настолько, что уже в 1822 во Франции проходит первый аукцион автографов. Публикуются каталоги собраний, архивы становятся центрами научных исследований.
Развитие филологических наук и смежных дисциплин привело на рубеже 19–20 вв. к появлению литературных архивов как самостоятельных учреждений со своими специфическими задачами. Создание автономных литературных архивов обусловлено характером литературного труда, в процессе которого образуются комплексы документов, отличающиеся от основной массы материалов общегражданских и исторических архивов, и поэтому требующие специальных методов обработки и изучения. В то же время характерно, что подобная автономизация свойственна главным образом тоталитарным обществам с их стремлением четко структурировать все виды человеческой деятельности (так, первые государственные литературные архивы созданы в Советском Союзе).
Таким образом, уже в 20 в. сложились основные типы литературных архивов:
1). собственно литературные архивы в качестве автономных учреждений;
2). рукописные отделы крупных национальных, муниципальных и университетских библиотек, а также музеев и музеев-квартир. Такой тип хранилищ преобладает во Франции, Великобритании, США, Италии, Швейцарии, Австрии, Польше и многих других странах;
3). сегменты в составе государственных или общественных исторических архивов (например, комплексы документов, связанных с государственной службой или общественной деятельностью писателей, материалы государственных органов управления культурой, цензурные и полицейские документы и т.д.). В некоторых странах сформированы отделы культуры в составе государственных архивов;
4). частные коллекции. Они служат постоянным источником пополнения архивов (в основном первого и второго типов), а иногда становятся самостоятельными архивами, намного пережившими своих создателей (например, «Оссолинеум», созданный в Бреслау (ныне Вроцлав) в 1817).
С 1948 при ЮНЕСКО действует Международный совет архивистов, объединяющий представителей архивов всех типов. Периодически он проводит конгрессы, на которых, как правило, работает секция архивов литературы и искусства.
Один из старейших литературных архивов Европы – Отдел рукописей Национальной библиотеки Франции (основана в 1480, до 1795 называлась Королевской библиотекой), хранящий более 200 тыс. рукописей.
Отдел рукописей Библиотеки Британского музея (создана в 1753) – крупнейшее собрание литературно-архивных материалов Великобритании (около 250 тыс. единиц хранения). В то же время большинство крупных библиотек, музеев и университетов страны имеют свои рукописные отделы. Так, Бодлеянская библиотека в Оксфорде (названа в честь Томаса Бодлея) хранит немалое собрание английских литературных рукописей с самого раннего периода до наших дней.
Большое внимание сохранению и изучению литературных рукописей уделяется в Германии. С 1885 действует Архив Гете и Шиллера при Национальном исследовательском и мемориальном институте классической немецкой литературы в Веймаре. Серьезные коллекции хранятся в Шиллеровском национальном музее и Немецком литературном архиве в Марбахе (основан в 1955), Архиве Генриха Манна в Берлине. Имеются литературные архивы при Академии наук в Берлине и Немецкой Академии искусств, отделы рукописей в Музее Гёте в Дюссельдорфе и Доме и Музее Гёте во Франкфурте. Кроме того, в Германии существует множество небольших учреждений со своими рукописными фондами: Рейнский музей поэзии в Карлсруэ, Музей Виланда в Биберахе, Музей Геббеля в Вессельбурене, Литературный музей Ф.Рейтера в Штавенхагене и др.
В Польше, помимо «Оссолинеума», крупные собрания литературно-архивных материалов имеются в Институте литературных исследований, Музее Адама Мицкевича (Варшава) и Ягеллонской библиотеке (Краков).
Целая система литературных архивов сложилась в небольшой Бельгии: Главный архив Королевства (имеющий отдел литературы и искусства), Литературный музей при Королевской библиотеке (отдел рукописей этого музея хранит рукописи франкофонных писателей), Архив современного искусства Бельгии при Королевском музее изящных искусств (все – Брюссель); Архив и музей фламандской культуры в Антверпене (здесь сосредоточены материалы фламандских писателей).
Более миллиона документов (с 13 в. по настоящее время) находятся в Литературном архиве Матицы Словацкой (Мартин, Словакия). С 19 в. существует Литературный архив Музея чешской письменности в Праге. Рукописи Кнута Гамсуна и других норвежских писателей хранятся в Отделе рукописей Королевской университетской библиотеки в Осло.
В США значительная часть литературно-архивных материалов сосредоточена в Библиотеке Конгресса. В то же время практически все университетские библиотеки страны имеют свои отделы рукописей, в которых порой хранятся уникальные документы.
Индийский Институт Нагри Прачарни Сабха (Варанаси) собирает материалы по литературе на языке хинди, а в архиве Университета Висвабхарати хранятся рукописи Рабиндраната Тагора.
В республиках бывшего СССР деятельность литературно-архивных учреждений строилась по общим лекалам. После обретения этими странами независимости появилась возможность шире учитывать в формировании архивов национальные особенности и международный опыт. Из украинских собраний наиболее значительны Рукописный отдел Института литературы Академии наук Украины, Отдел рукописей Музея Т.Г.Шевченко в Киеве, Архив-музей литературы и искусства Украины, Отдел рукописей Центральной научной библиотеки Академии наук Украины и Отдел рукописей Львовской научной библиотеки им. В.Стефаника. В других странах большими коллекциями обладают Институт рукописей Грузии, Отдел рукописей Музея Низами в Баку, Музей истории литературы и искусства Латвии, Литературный музей им. Ф.Р.Крейцвальда в Эстонии и Институт древних рукописей «Матенадаран» им. М.Маштоца в Ереване (создан в 1920 на базе рукописного собрания Эчмиадзинского монастыря).
В силу исторических обстоятельств немало материалов по истории русской литературы хранится в зарубежных архивах. Еще в 1860-е А.Ф.Онегин создал в Париже Пушкинский музей (в 1909 рукописные материалы приобретены Пушкинским Домом). Значительная часть уникальной коллекции исследователя русского авангарда Н.И.Харджиева находится в Стеделийк-музее (Нидерланды), а часть архива Осипа Мандельштама – в Стэнфордском университете (США). Многие архивы обладают обширными собраниями по истории литературы русской эмиграции; известны и частные коллекции такого рода (например, француза Ренэ Герра).
Большинство литературных архивов не только собирают и хранят материалы, но и занимаются исследовательской работой, публикуют путеводители, описания рукописей, а иногда и периодические издания. Так, Отделом рукописей Шиллеровского национального музея с 1903 издаются Труды Немецкого Шиллеровского общества, а с 1957 – Ежегодник Немецкого Шиллеровского общества (совместно с Немецким литературным архивом).
В конце XX в. получили развитие электронные каталоги литературных архивов. Многие архивы разместили описания коллекций (а иногда – изображения части документов) на своих сайтах в Интернете.
Архивы литературные в России.
В 11 в. сложились библиотеки при Софийском соборе в Киеве и храме св. Софии в Новгороде, в которых, наряду с византийскими и болгарскими рукописями и рукописными книгами, содержались и первые древнерусские литературные памятники (сначала переводные, а затем и оригинальные). Рукописные собрания хранились вместе с церковной утварью и другими ценностями.
С появлением и ростом монастырей центр рукописной книжной культуры Древней Руси переместился за монастырские стены. Именно монастыри в течение нескольких столетий были основными хранилищами литературно-архивных материалов. Это связано с характером литературы Древней Руси, преимущественно церковной. Литературные произведения находились обычно в составе рукописных пергаменных сборников, кодексов и летописных сводов. Кроме древнерусских рукописей (достояния русской, украинской и белорусской литератур), в монастырских архивах-библиотеках хранились византийские и славянские литературные памятники – сербские, чешские, моравские, болгарские (литературное наследие Первого болгарского царства уцелело главным образом в более поздних русских списках).
При дворах древнерусских князей также были рукописные собрания. Они ценились весьма высоко, а при междоусобных войнах их захват, наряду с другими трофеями, считался большой удачей (о таких фактах сообщалось в летописях). Серьезный урон древнерусским рукописным собраниям нанесло и татаро-монгольское нашествие.
К 15–16 вв. большие массивы литературных рукописей сложились в библиотеках Кирилло-Белозерского, Волоколамского, Псково-Печерского, Соловецкого, вологодского Спасо-Прилуцкого, Симонова (Успенского) монастырей и Троице-Сергиевой лавры. В Москве появляется централизованный Царский архив. Так называемая Библиотека Ивана Грозного содержала, по свидетельствам современников, литературные рукописи начиная с античных времен (в 16 в. она бесследно исчезла). Возникают и крупные личные коллекции – Максима Грека, князя А.М.Курбского и др.
В конце 16 – начале 17 вв. формируются собрания древних рукописей в Патриаршей библиотеке, библиотеках Московского печатного двора и Посольского приказа. После церковного раскола (вторая половина 17 в.) хранителями литературных рукописей становятся и старообрядческие общины.
На рубеже 18–19 вв. складываются рукописные коллекции И.Мусина-Пушкина, Ф.А.Толстого, Н.П.Румянцева. Вокруг последнего единомышленники образуют так называемый «Румяцевский кружок» своего рода общественный институт по собиранию, изучению и изданию древних памятников. В 1834 учреждена Археографическая комиссия Академии наук, выпускавшая регулярные отчеты о своей деятельности. Издаются каталоги и описания коллекций. Обычной становится практика передачи частных архивов в государственные собрания. В то же время монастыри выполняли роль основных хранилищ древнерусских рукописей вплоть до 19 в.(так, единственный список Слова о полку Игореве был обнаружен графом А.И.Мусиным-Пушкиным в 1790-е в составе сборника в библиотеке упраздненного Спасо-Ярославского монастыря; сборник погиб во время московского пожара 1812).
В 19 в. возникает активный интерес к рукописям и другим материалам писателей-современников. До сих пор они концентрировались у друзей и наследников писателей, в архивах издателей и журнальных редакций, у частных коллекционеров, а нередко и пропадали. В конце века в Императорском историческом музее (основан в 1872, открыт в 1883) уже хранились фонды Н.В.Гоголя, А.С.Грибоедова, Ф.М.Достоевского и др. В 1879 при Александровском лицее создана Пушкинская библиотека (в ней находились рукописи поэта и связанные с ним документы). В 1884 в одном из залов Николаевского кавалерийского училища в Петербурге был открыт Музей Лермонтова (на основе рукописной коллекции А.А.Краевского). В начале 20 в. рукописные материалы обоих собраний поступили в Пушкинский Дом.
Большевики, придя к власти, уже в 1918 централизовали все архивы, создав Единый государственный архивный фонд. Деятельность архивов в Советском Союзе регламентировалась различными постановлениями правительства, подчиняясь идеологическим догмам. Рукописи писателей, враждебных режиму, не принимались на хранение или изымались из государственных архивов. Впрочем, архивисты находили выход: так, необходимость собирания и хранения рукописей писателей-футуристов объяснялась их близостью к В.В.Маяковскому, а символистов – к А.А.Блоку.
В Советском Союзе сформировались литературные архивы всех известных типов: архивы литературы и искусства как самостоятельные учреждения; рукописные отделы музеев и библиотек; литературные материалы в фондах центральных и прочих архивов (в том числе республиканских, краевых, областных и даже районных); частные писательские архивы и коллекции литературных материалов (при поступлении в государственные архивы они, как правило, не дробятся, а маркируются как «личные фонды». В независимой России при сохранении всех типов усилилась роль негосударственных архивов.
Памятники древнерусской литературы хранятся в Отделе рукописей и старопечатных книг Государственного исторического музея, Российском государственном архиве древних актов (Москва), Отделе рукописной и редкой книги Библиотеки Российской Академии наук (Санкт-Петербург), а также Древлехранилище ИРЛИ (Институт русской литературы) и др.
Во многих архивах России (Секторе Востока Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Отделе Востока Государственного Эрмитажа, Государственном музее искусства народов Востока, Секторе восточных рукописей и документов Петербургского отделения Института востоковедения РАН, Рукописном фонде Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала РАН, Хранилище памятников письменности при Лаборатории рукописей и текстологии Института языка, литературы и истории Казанского филиала РАН, Рукописном отделе Научно-отраслевого архива Бурятского института общественных наук РАН, Фонде рукописей и старопечатных книг Института истории, языка и литературы Башкирского научного центра РАН) находятся коллекции рукописей народов Востока. Восточные литературные памятники сохранились на различных писчих материалах (металле, камне, глине, дереве, коже, пергамене, бересте, папирусе, пальмовом листе, бумаге). В российских собраниях представлены рукописи более чем на пятидесяти языках народов Востока. В разных архивах имеются также коллекции рукописей латинских, греческих, старофранцузских и других европейских авторов древности и средневековья.
Одно из старейших собраний литературно-архивных материалов в России – Отдел рукописей и редких книг Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. Библиотека основана в 1795, открыта как Императорская публичная в 1814, в советское время называлась Государственной публичной библиотекой им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. В рукописном отделе около 400 тыс. единиц хранения, среди которых бумаги и автографы А.И.Герцена, А.С.Грибоедова, Г.Р.Державина, В.А.Жуковского, И.А.Крылова, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого.
В Отделе рукописей Российской государственной библиотеки (основана как Румянцевский музей в Петербурге, с 1862 в Москве; с 1925 по 1992 называлась Государственной библиотекой им. В.И.Ленина; в ОР 450 тыс. единиц хранения) хранятся рукописи Г.С.Батенькова, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, М.А.Булгакова, А.А.Блока, А.И.Куприна, В.Я.Брюсова, С.А.Есенина. С 1938 издаются Записки отдела рукописей (50 выпусков). В Музее книги при Российской государственной библиотеке находятся книги с автографами и маргиналиями А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, Ф.М.Достоевского.
Пушкинский Дом основан в 1905 в Петербурге как центр пушкиноведения (с 1918 в ведении Академии наук; с 1930 именуется Институтом русской литературы). Архив (около 300 тыс. единиц хранения) состоит из собрания фольклорных записей, древлехранилища и отдела рукописей 18–20 вв. С момента создания Пушкинский Дом собирал рукописи А.С.Пушкина и литераторов его круга, архивы крупных литературоведов (Б.Л.Модзалевского, С.А.Венгерова). С 1948 в ИРЛИ находятся практически все известные в нашей стране рукописи А.С.Пушкина. Кроме того, имеются крупные фонды Г.Р.Державина, И.А.Крылова, Ф.М.Достоевского, Н.С.Лескова, В.М.Гаршина, Л.Н.Андреева, А.А.Блока, М.А.Волошина, А.М.Ремизова и др. В ИРЛИ созданы фонды и современных писателей – Д.А.Гранина, Б.А.Ахмадулиной, Б.Ш.Окуджавы, А.С.Кушнера, В.Б.Кривулина. В древлехранилище – автографы протопопа Аввакума, Сильвестра Медведева и др. ИРЛИ (Пушкинский Дом) проводит Пушкинские конференции, издает «Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома» и журнал «Русская литература».
Институт мировой литературы (ИМЛИ) им. А.М.Горького создан в 1932 как центр по изучению русской и зарубежной литературы с древнейших времен до наших дней. В начале 1950-х непрофильные материалы из Отдела рукописей ИМЛИ были переданы в Пушкинский Дом. В фондах остались в основном материалы 20 в. (около 80 тыс. единиц хранения). В ИМЛИ находятся фонды русских и зарубежных писателей (И.Э.Бабеля, И.А.Бунина, Е.И.Замятина, С.А.Есенина, А.Н.Толстого, Андрея Белого, А.П.Платонова; Р.Роллана, Б.Брехта, Л.Арагона, Л.Фейхтвангера и др.), литературных организаций (РАПП и др.), редакций журналов и книгоиздательств («Новый мир» 1920-х годов, «Круг» и т.д.). В составе ИМЛИ с 1937 находятся Музей и Архив А.М.Горького (более 100 тыс. единиц хранения).
Государственный литературный музей образован в Москве в 1934 в результате слияния литературного музея при ГБЛ (1921–1933) и Центрального музея художественной литературы, критики и публицистики (1930–1934). В 1941 значительная часть фондов передана в создаваемый ЦГАЛИ (Центральный государственный архив литературы и искусства). В Отделе рукописных фондов хранятся материалы М.Ю.Лермонтова, А.И.Герцена, И.С.Тургенева, Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, А.А.Блока, С.А.Есенина, М.М.Пришвина, А.А.Ахматовой, А.П.Платонова и др. В Отделе звукозаписей – пластинки и пленки с записями голосов писателей (от Л.Н.Толстого до современных авторов).
Российский государственный архив литературы и искусства создан в Москве в 1941 (до 1954 – Центральный государственный литературный архив СССР, до 1992 – Центральный государственный архив литературы и искусства СССР) на основе фондов Государственного литературного музея. Содержит более миллиона документов, среди которых рукописи Г.Р.Державина, А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя, Н.М.Карамзина, Е.А.Баратынского, Ф.И.Тютчева, Ф.И.Достоевского, И.Ф.Анненского, А.И.Куприна, А.А.Блока, А.С.Грина, Ю.К.Олеши, М.И.Цветаевой, Б.Л.Пастернака, А.А.Ахматовой, В.В.Маяковского, В.Б.Шкловского и других писателей, фонды литературных обществ и объединений, редакций и театров, а также зарубежных писателей. Материалы, подготовленные сотрудниками архива, составили несколько выпусков сборника «Встречи с прошлым».
В Петербургском государственном архиве литературы и искусства (создан в 1969, содержит более 200 тыс. документов советского периода) хранятся материалы М.М.Зощенко, Ю.Н.Тынянова, М.А.Кузмина, С.А.Колбасьева, М.Л.Слонимского, В.В.Конецкого, фонды редакций ленинградских литературных журналов и издательств. В 1990-е образован и Центральный архив литературы и искусства Москвы (60 тыс. единиц хранения).
В Отделе рукописей Государственного музея Л.Н.Толстого в Москве (создан в 1911, 200 тыс. единиц хранения) сосредоточены рукописи произведений, дневники, записные книжки Л.Н.Толстого, материалы членов его семьи, друзей, последователей его учения, литературоведов. В отделе хранятся личные фонды С.А.Толстой, родителей, братьев и сестер, детей писателя, В.Г.Черткова, Д.П.Маковицкого, В.П.Боткина, Л.Д.Семенова-Тян-Шанского и др.
Государственный музей В.В.Маяковского создан в 1937 в Москве. В секторе рукописно-документального фонда музея находятся рукописи поэта, переписка, воспоминания о Маяковском, а также материалы его современников – Н.Н.Асеева, Д.Д.Бурлюка, В.И.Гнедова, Е.Г.Гуро, В.В.Каменского, А.Е.Крученых, М.В.Матюшина, Б.Л.Пастернака, В.В.Хлебникова, Т.В.Чурилина, В.Б.Шкловского и др., личные фонды С.П.Боброва, С.М.Городецкого, В.Э.Мейерхольда, П.В.Незнамова, П.И.Чагина и др. В секторе архива семьи Маяковских хранятся документы матери и сестер поэта, в изофонде – многочисленные фотографии В.В.Маяковского.
Всероссийский музей А.С.Пушкина в Санкт-Петербурге (существует с 1925) имеет несколько филиалов, в том числе открытый в 2003 Музей Державина и русской словесности его времени на Фонтанке (в рукописном секторе музея и его филиалов – документы, посвященные литературной жизни России 18–19 вв.). В Государственном музее А.С.Пушкина в Москве хранятся материалы, связанные с окружением поэта и посвященные литературе его времени.
В 1990 основан и с 1993 открыт для посетителей Музей (мемориальная квартира) Андрея Белого на Арбате. В писательском поселке Переделкино под Москвой с 1990-х существуют дома-музеи Б.Л.Пастернака, К.И.Чуковского и Б.Ш.Окуджавы. Все они обладают собраниями литературных материалов.
Рукописи драматургов, материалы по истории русского театра хранятся в Архивно-рукописном отделе Государственного центрального театрального музея им. А.А.Бахрушина (создан в 1894; около 200 тыс. единиц хранения; фонды А.С.Грибоедова, А.Н.Островского, А.П.Чехова, В.С.Розова), Отделе рукописных фондов и книжных коллекций Музея МХАТа и Центральной научной библиотеке Союза театральных деятелей.
Литературными материалами располагают областные и краевые государственные архивы России: Хабаровского края (фонды В.К.Арсеньева, Вс.В.Иванова), Краснодарского края (документы о Ф.В.Гладкове, С.Я.Маршаке, Ю.П.Кузнецове), Архангельской области (о А.С.Грине, А.С.Серафимовиче), Владимирской области (о А.И.Герцене), Вологодской области (о К.Н.Батюшкове, П.В.Засодимском, Н.М.Рубцове), Ивановской области (рукописи А.А.Григорьева, фонд Д.Н.Семеновского), Нижегородской области (материалы о семье А.С.Пушкина, М.Горьком, В.Г.Короленко, фонд П.И.Мельникова-Печерского), Омской области (фонд А.С.Сорокина, материалы о И.Ф.Анненском, Л.Н.Мартынове), Оренбургской области (материалы о А.С.Пушкине, Т.Г.Шевченко, В.И.Дале, А.Н.Плещееве), Орловской области (о Н.С.Лескове, И.С.Тургеневе, Л.Н.Андрееве, И.А.Бунине), Пензенской области (о В.Г.Белинском, М.Ю.Лермонтове), Пермской области (о В.П.Астафьеве), Псковской области (о В.А.Каверине, Ю.Н.Тынянове), Смоленской области (о М.М.Зощенко, М.М.Пришвине, А.Т.Твардовском, Я.Купале), Тамбовской области (о Г.Р.Державине, Е.А.Баратынском, фонд А.М.Жемчужникова), Тверской области (материалы о М.Е.Салтыкове-Щедрине, рукописи Ф.Н.Глинки, И.И.Лажечникова), Ярославской области (документы о Н.А.Некрасове, Л.Н.Трефолева, рукописи К.Д.Бальмонта, В.Я.Брюсова, К.И.Чуковского), филиал Государственного архива Ярославской области в Угличе (материалы о В.А.Жуковском, А.В.Сухово-Кобылине) и т.д. Повсеместно существуют фонды редакций и книгоиздательств, писательских организаций. Государственные архивы и рукописные отделы академических институтов республик собирают и изучают материалы по истории национальных литератур России.
Материалы цензурных учреждений и полицейского ведомства 18 – начала 20 вв. (в этих фондах немало уникальных документов по истории русской литературы) хранятся в исторических архивах. Подобные материалы советского периода исследователям почти недоступны. Архив Федеральной службы безопасности (в разное время называлась ЧК, ОГПУ, НКВД, МГБ, КГБ и т.д.) – один из самых богатых литературными материалами и в то же время самый закрытый архив страны. Были случаи передачи документов из КГБ в специализированные литературные архивы (например, в ЦГАЛИ переданы рукописи Б.Л.Пастернака, хранившиеся у Ольги Ивинской). В начале 1990-х опубликованы некоторые рукописи из архива ФСБ (М.А.Булгакова, А.П.Платонова, Н.А.Клюева и др.). Однако серьезное изучение литературных материалов этого архива – дело будущего.
В конце 1980-х в России формируются негосударственные литературные архивы. Исключительно из литературных материалов состоял Архив-библиотека неизданных рукописей Всесоюзного гуманитарного фонда им. А.С.Пушкина (работал с 1988 по 1994). Деятельность архива была направлена на собирание текстов современных авторов, в основном авангардного направления, и самиздатовской литературной периодики. Материалы архива печатались в газете «Гуманитарный фонд», альманахах и сборниках, выпускавшихся издательством Гуманитарного фонда. Впоследствии материалы архива были переданы в Государственную публичную историческую библиотеку.
Архив Фонда-библиотеки «Русское зарубежье» насчитывает более 500 тыс. единиц хранения, среди которых рукописи И.А.Бунина, Б.К.Зайцева, Д.С.Мережковского, З.Н.Гиппиус и др. Центр документации «Народный архив», созданный в 1988, ориентирован прежде всего на отражение исторических событий 20 в., однако располагает и личными фондами писателей (Ю.А.Айхенвальда, В.Л.Гершуни, Н.А.Куна и др). Литературные рукописи и коллекции самиздата находятся в составе Московской независимой общественной библиотеки (существует с 1988) и Архива общества «Мемориал».
Андрей Белашкин
Востоков А.Х. Описание русских и славянских рукописей Румянцевского музеума. СПб, 1842
Горский А.В., Невоструев К.И. Описание славянских рукописей Московской синодальной (патриаршей) библиотеки. М, 1859
Бычков А.Ф. Описание церковно-славянских и русских рукописных сборников имп. Публичной библиотеки. СПб, 1882
Белокуров С. О библиотеке московских государей в XVI столетии. М., 1898
Абрамян А.Г. Рукописные сокровища Матенадарана. Ереван, 1959
K.H. Goethe und Schiller Archiv. Weimar, 1961
Бржостовская Н.В. Архивы и архивное дело в зарубежных странах: История и современная организация. М., 1971
Волкова Н.Б. Архивы литературы и искусства. М., 1972
Archive im deutschsprachigen Raum. 2 Aufl. Berlin New York, 1974
Особистi архiвнi фонди вiддiлу рукописiв / Львiв. наук. б-ка iм. В.Стефаника. Львiв, 1977
D. Levéltárak. Budapest, 1979
Баскаков В.Н. Пушкинский Дом: Исторический очерк. Л., 1980
Личные архивные фонды в государственных хранилищах СССР, тт. 1–3. М., 1962–1980
J., Sheppard J. British archives: A guide to arch. resources in the United Kingdo. London, 1983
Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. XI–XIII вв. М., 1984
Памятники письменности в музеях Вологодской области. Вологда, 1987
ЦГАЛИ: Путеводитель. Вып. 1–6. М., 1960–1987
Directory of archives and manuscript repositories in the United States. New York, 1988
Самошенко В.Н. История архивного дела в дореволюционной России. М., 1989
Описание Рукописного отдела Библиотеки Академии наук СССР (Ленинградское отделение), тт. 3–8. М. – Л., 1959–1989
Государственные архивы СССР: Справочник. Ч.1. М., 1989
Документы ГАФ СССР в библиотеках, музеях и научно-отраслевых архивах. М., 1991
Norske arkivkatalogar. Oslo, 1992
Фонды и коллекции Рукописного отдела: Краткий справочник / ИРЛИ. СПб, 1996
Личные фонды Рукописного отдела Пушкинского дома. СПб, 1999
Путеводитель по фондам Отдела рукописей Института мировой литературы РАН. Вып.1. М., 2000
Ответь на вопросы викторины «Мифология»