АПЛОДИСМЕНТЫ
АПЛОДИСМЕНТЫ (франц. applaudissement, от лат. applaudo – рукоплещу), рукоплескания в знак одобрения, приветствия. В театре – самый распространенный способ выражения публикой своего отношения к происходящему на сцене.
Еще в Древнем Риме существовала целая система аплодисментов, выражавших разные отношения к спектаклю. В последующие времена аплодисменты сохранились преимущественно как знак одобрения удачному номеру, сцене и т.п., или как знак приветствия конкретного актера в момент его выхода. В России аплодисменты вошли в обиход с конца 18 в.
В оперном и балетном театре принято аплодисментами приветствовать выход «звезды», либо выполненный с особым блеском трудный технический прием (высокую ноту, фуэте, прыжок и т.п.). В этом случае крики публики «бис» (лат. bis – дважды) означают требование зрителей повторить удачный эпизод.
В драматическом театре аплодисменты по ходу спектакля распространены реже, и они, как правило, менее продолжительны, т.к. в большей степени, нежели в балетном или оперном театре нарушают атмосферу спектакля; в драматическом театре не принято и бисировать. Однако спонтанное восхищение, выраженное аплодисментами, встречается и по ходу драматического спектакля. По окончанию каждого действия и особенно – всего спектакля – аплодисментами вызывают на поклон актеров (на премьерных спектаклях – и постановочную группу: режиссера, художника, композитора, балетмейстера, драматурга и т.д.).
Бурные аплодисменты, сопровождающиеся криками одобрения (часто – «браво», «брависсимо», от итал. bravo – отлично, bravissimo – отличнейше) называются овацией (лат. ovatio – ликование).
Однако иногда аплодисменты (особенно в сочетании со свистом и недовольными выкриками) могут служить и выражением отрицательных эмоций зрителей. Так, например, в случае задержки начала спектакля зрительный зал, как правило, начинает нетерпеливо аплодировать.
Татьяна Шабалина
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»