АЛКУИН
АЛКУИН (Alcwin) (ок. 730–804), англо-саксонский ученый, теолог, логик, педагог периода Каролингского возрождения. Известен также под именем Флакк Альбин. Родился в Нортумбрии, учился в архиепископской школе Йорка. Здесь же прошла большая часть его жизни: сначала – учитель в школе Эгберта Йоркского, а потом, с 778 – ее глава. В 781 Алкуин отправился в Рим по делам архиепископа. В дороге повстречал Карла Великого, который предложил ему возглавить придворную школу в Аахене.
Алкуин был замечательным педагогом, его роль в создании светского образования трудно переоценить. Написанные им учебники по грамматике, риторике, диалектике и арифметике использовали в школах до конца Средневековья. До сих пор известны некоторые из его логических головоломок, особенно головоломка о волке, козе и капусте: «Один человек должен был перевезти через реку волка, козу и кочан капусты. И не удалось ему найти другого судна, кроме как такого, которое могло выдержать только двоих из них. Задача, таким образом, заключалась в том, как всех перевезти на другой берег целыми и невредимыми. Скажите, кто способен: каким путем они могут перебраться на другой берег невредимыми» (перевод с лат. Е.И.Сухиной из трактата Задачи для оттачивания ума юношей).
Алкуин стал одним из идеологов церковной и образовательной реформ каролингского Ренессанса. В частности, он один из авторов программного циркуляра Карла Великого О необходимости занятий науками (De litteris colendis). Его трактат Об истинной философии (De vera philosophia) вернул средневековой школе античную систему преподавания учебных предметов («семь свободных искусств»), включавшую 2 цикла: тривиум («троепутье», низшая ступень познания) – грамматика, диалектика (логика), риторика и квадривиум («четверопутье», высшая ступень) – арифметика, геометрия, музыка и астрономия.
С трактата Алкуина О диалектике (De dialectica) начинается возрождение логики, основанной на трудах Аристотеля, стоиков и Порфирия. Диалектика у Алкуина имела сугубо конструктивно-языковый характер, это – формальная логика, «рациональная дисциплина изыскания, определения и изложения, обладающая также возможностью отличать истинное от ложного». Она тесно связана с риторикой и отличается от нее тем же, чем «сжатый кулак отличается от раскрытой ладони». Диалектика формулирует предмет речи и непротиворечивую аргументацию, риторика же учит конкретно применять эту аргументацию, т.е. излагать уже найденное.
В 796 Алкуин стал аббатом монастыря св. Мартина в Type. Он значительно расширил монастырскую библиотеку и внимательно следил за работой скриптория. Считается, что под его руководством разработан новый вид книжного письма, известного как каролингский минускул – самый совершенный из всех типов латинского средневекового письма, который впоследствии использовался в печатном деле и дожил до наших дней.
Алкуин ввел в практику каролингского ученого сообщества латинскую переработку Категорий Аристотеля, назвав ее Десять категорий (Decem categoriae) и ошибочно приписав ее перу Августина, Введение в категории Порфирия, Об истолковании Псевдо-Апулея, комментарии Боэция к трактату Аристотеля Об истолковании и др.
Труды Алкуина имели большое значение для формирования римской католической обрядности (в частности, литургии). После Алкуина осталось около 300 писем на латинском языке, дающих широкое представление о быте, нравах, образованности, занятиях, в том числе и научных, в каролингскую эпоху.
Умер 19 мая 804 в Туре.
Другие сочинения: Разговор об истинной философии; Энхиридион, или о грамматике; Словопрение высокороднейшего юноши Пипина с Альбином Схоластиком; Письмо к Карлу Великому (796); О святителях и святых Церкви Йоркской.
Блюхер Ольга
Dickett E.S. Alcuin, Friend of Charlemagne. His World and his Work. N.Y., 1951
Памятники средневековой латинской литературы. М., 1970
Антология педагогической мысли христианского Средневековья, т. 1. М., 1994
Ответь на вопросы викторины «Философия»