ДЕМИДОВА, АЛЛА СЕРГЕЕВНА
ДЕМИДОВА, АЛЛА СЕРГЕЕВНА (р. 1936), русская актриса театра и кино. Лауреат Государственной премии СССР, народная артистка РСФСР (1984).
А.Демидова родилась 29 сентября 1936 в Москве. Выросла в Замоскворечье. С детства увлекалась театром и мечтала стать актрисой. В 1954 «по причине плохой дикции» не поступила в Театральное училище им. Б.В.Щукина, зато в том же году успешно сдала экзамены в Московский Государственный Университет им. М.В.Ломоносова (экономический факультет), где играла в студенческом театре под руководством Р.Быкова. Дебют А.Демидовой – роль служанки леди Мильфорд (Коварство и любовь Ф.Шиллера). В 1959 все же поступает в Театральное училище им. Б.В.Щукина (курс А.Орочко), в 1964 заканчивает его с отличием.
В 1964 А.Демидова исполняет роль госпожи Янг в спектакле Добрый человек из Сезуана (реж. Ю.Любимов), становясь одной из ведущих актрис только что открывшего Театра на Таганке. Наиболее яркие роли: Гертруда (Гамлет У.Шекспира), Эльмира (Тартюф Ж.-Б. Мольера), Раневская (Вишневый сад А.Чехова), Маша (Три сестры А.Чехова), Марина Мнишек (Борис Годунов А.Пушкина), Электра (Электра Софокла). Классическим ролям Демидовой свойственно тонкое чувство литературного портрета, авторского стиля воссоздаваемой эпохи.
Одна из первых работ в кино – роль поэтессы Ольги в Дневных звездах (реж. И Таланкин, 1968). Сложную структуру фильма А.Демидова превратила в целостную картину напряженной духовной жизни поэта, наполненной лирическими раздумьями о долге искусства перед временем и народом. А.Демидова заявила о себе как об актрисе истинно драматического темперамента и, вместе с тем, сдержанной, чуть суховатой манеры игры.
В роли Марии Спиридоновой (Шестое июля, реж. Ю.Карасик, 1968) А.Демидова приблизилась к трагедии, передавая фанатичную одержимость идеей, непреложную уверенность в собственной правде. Четко была отработана и пластика образа, которая являлась выражением характера: прямая спина, твердая походка – признаки подавленной женственности, аскетической духовной красоты.
Среди прочих киноролей А.Демидовой – кроткая до самозабвения, отдавшая себя близким кузина Пашенька (Живой труп и Отец Сергий Л.Толстого), бравурная чеховская Аркадина (Чайка), блаженная и полубезумная хромоножка Лебядкина (Бесы Ф.Достоевского).
Демидова принадлежит к числу мастеров широкого диапазона, редкой самостоятельности, смелости творческих решений. Так, сыграв в 1988 главную роль в спектакле Федра (по пьесе М.Цветаевой), поставленной по её инициативе Р.Виктюком на Таганке, она организовала свой «Театр А», отделившись, таким образом, от любимовского коллектива.
С Федрой и следующей постановкой, осуществленной греческим режиссером Теодором Терзопулосом – пьесой Квартет (драматург Х.Мюллер), она объездила многие фестивали, обретя мировую известность.
Смелым сценическим опытом явился сыгранный актрисой моноспектакль Медея Еврипида – Х.Мюллера, который стал своего рода завершением «античной трилогии» А.Демидовой.
Уже давно в театре, в концертной деятельности и на телевидении Демидова утвердила собственную, сугубо индивидуальную манеру чтения стихов и прозы. В 1982 она читает «от автора» текст Пиковой дамы (реж. И.Масленников), вступая в действие то как тайная свидетельница, то как участница происходящего.
А.Демидова также работает с А.Васильевым в пушкинском спектакле Каменный гость театра «Школа драматического искусства», на концертах в сопровождении музыки, которая становится собеседницы актрисы, читает Реквием и Поэму без героя А.Ахматовой. Широкой публике известны ее телевизионные интерпретации произведений А.Пушкина, И.Бунина, поэтов Серебряного века.
В 1990-е среди прочего А.Демидова снимается в фильмах Маленькая принцесса, где она играет характерную роль злой англичанки, и Незримый путешественник, где с психологической точностью ею выстроен образ императрицы Елизаветы Алексеевны.
Одна из последних по времени работ А.Демидовой – еще один спектакль, явившийся результатом сотрудничества с режиссером Т.Терзопулосом, – Гамлет – урок. Совместная работа греческого театра «Аттис» и «Театра „А"» не случайно имеет в своём названии оттенок ученичества. Здесь есть нечто от мастер-класса: порывы к трагедии обрываются ироническими обращениями к зрительному залу. Демидова играет и Гамлета, и Гертруду, и Офелию поочередно. Все это, скорее, сон Актрисы о «великой трагедии», где видения наплывают друг на друга, наслаиваются, как разноцветные кимоно – «грезы» – атрибуты то Гертруды, то Офелии. В зазеркалье сна все перемешано и хаотично: монолог обрывается, едва начавшись, скульптурность канонической позы Востока перетекает в нервно-пластическую динамику и обрывается долгой безмолвной паузой.
В одном из интервью на вопрос о состоянии театрального дела в нашей стране Демидова заметила: «…Язык театра во всем мире переживает кризис. Есть театры, которые ищут что-то новое, – в Греции, Японии, Германии. А кто [в России] рванет ленточку первым, как Таганка в 60-х?.. Кому Бог таланта пошлет, но дело явно за молодыми...» О самой же сути актерского ремесла А.Демидова говорит следующее: «Полностью перевоплотиться в другого и в то же время остаться самим собой – в этом раздвоении величайшая трудность и сладость профессии. И чем дальше от себя – тем интереснее играть. Меня не интересует в ролях быт. Меня интересуют роль-тема, роль-сильный характер, роль-сильная личность».
В последние годы Алла Демидова много времени уделяет литературному труду, в частности она является автором следующих книг: Вторая реальность; А скажите, Иннокентий Михайлович; Владимир Высоцкий, каким знаю и люблю; Тени Зазеркалья; Бегущая строка памяти. Жанр её книг – мемуары, эссе, размышления о природе театра.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Ленинградская симфония (1957);
Что такое теория относительности? (1964);
Комеск (1965);
Дневные звезды (1966);
Стюардесса (1967);
Щит и меч (1968);
Служили два товарища (1968);
Степень риска (1968);
Шестое июля (1968);
Живой труп (1968);
Чайковский (1968);
Чайка (1970);
Тысяча сто ночей (1970);
Вся королевская рать (1971);
Иду к тебе (1971);
Ты и я (1971);
Визит вежливости (1972);
Зеркало (1974);
Выбор цели (1974);
Бегство мистера Мак-Кинли (1975);
Всегда со мною... (1976);
Легенда о Тиле (1976);
Повесть о неизвестном актёре (1976);
Аленький цветочек (1977);
Отец Сергий (1978);
Стакан воды (1979);
Звездопад (1981);
Собака Баскервилей (1982);
Время отдыха с субботы до понедельника, (1984);
Дети солнца, (1985);
Испытатель, (1985);
Крейцерова соната (1986);
Осень, Чертаново…(1988);
Бесы (1992);
Маленькая принцесса (1997);
Незримый путешественник (1998).
Анастасия Арефьева
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»