ВАШИНГТОН, ДЖОРДЖ
ВАШИНГТОН, ДЖОРДЖ (Washington, George) (1732–1799), первый президент США, родился 22 февраля 1732 в Уэйкфилде (Виргиния) в семье богатого плантатора. До трех лет жил в Уэйкфилде, затем в имении Хантинг-Крик (впоследствии ставшем известным как Маунт-Вернон), а еще позднее в Ферри-Фарм близ Фредериксберга. Отец умер в 1743, и с 1748 он жил вместе с братом Лоренсом в Хантинг-Крике, а после смерти Лоренса в 1752 унаследовал принадлежавшее ему поместье.
В 1748 Вашингтон отправился на запад страны в составе экспедиции, организованной 6-м лордом Фэрфаксом для проведения землемерных работ в долине Шенандоа. Благодаря контактам с семьей Фэрфаксов и полученному в наследство Маунт-Вернону он стал плантатором и командиром одной из частей виргинского ополчения.
В октябре 1753 вице-губернатор Виргинии Р.Динуидди поручил Вашингтону предупредить французов, находившихся у Преск-Айл (ныне Эри, шт. Пенсильвания) и в Форт-ле-Беф (ныне Уотерфорд, шт. Пенсильвания), что они не должны продвигаться в глубь британской территории в долине реки Огайо. Поездка в Форт-ле-Беф и обратно, общей протяженностью ок. 800 км, продолжалась в течение одиннадцати недель, насыщенных весьма опасными эпизодами. В составленном по возвращении «Отчете майора Джорджа Вашингтона», врученном официальным лицам в Уильямсберге, указывалось на неизбежность конфликта с Францией.
В апреле 1754 Вашингтон возвратился в Огайо уже в чине подполковника, командира добровольческой воинской части. Это подразделение было сформировано в спешном порядке для сдерживания французов, а также для охраны экспедиции, направленной «Огайо компани» из Виргинии для строительства форта на реке Огайо, на месте нынешнего Питсбурга. 3 июля у Форт-Несессити на отряд Вашингтона напали превосходящие силы французов, и он был вынужден капитулировать. Условия капитуляции были весьма великодушными, и Вашингтон возвратился в Виргинию, где отношения между ним и Динуидди осложнились. Однако Лондон и Уильямсберг наконец-то осознали опасность, исходящую от французов. В Виргинию был направлен генерал-майор Э.Брэддок во главе двух неполных британских полков, но он потерпел поражение и был убит у реки Мононгахилы в июле 1755. В августе 1755 Вашингтон получил чин полковника и стал главнокомандующим вооруженными силами Виргинии, которым была поручена оборона границы протяженностью 560 км от нападений французов и индейцев.
Вашингтон занимал оборонительные позиции в течение 1756 и 1757, но в 1758 принял участие в походе на форт Дюкен бригадного генерала Дж.Форбса, командовавшего войском, в три раза превосходящим отряд Брэддока. Когда в ноябре они достигли форта, от него остались лишь дымящиеся развалины. Вашингтон возвратился в Виргинию и подал в отставку 31 декабря 1758. Для него, как и для Виргинии, война с французами и индейцами закончилась.
Женитьба Вашингтона 6 января 1759 принесла ему богатство, плантации его жены Марты Кастис простирались на территории площадью 17 тыс. акров, ей принадлежали 300 рабов и особняк в Уильямсберге. Вашингтон оказался способным и энергичным управляющим. С 1759 по 1774 он полностью посвятил себя Маунт-Вернону и плантациям Кастис. На своих фермах на берегу реки Потомак он выращивал наряду с табаком пшеницу, а к 1772 уже экспортировал рыбу и муку в Вест-Индию.
Владение землей в Виргинии в 18 в. предполагало политическую ответственность. Вашингтон стал членом приходского управления и мировым судьей. С 1758 по 1765 представительствовал в гражданской палате Виргинии. Он практически не участвовал в событиях начального этапа конфликта с Великобританией и впервые оказался вовлеченным в него в 1769, когда представил на рассмотрение палаты проекты резолюций, разработанные его соседом Дж.Мейсоном, согласно которым лишь законодательные ассамблеи колоний имели право устанавливать налоги и в которых содержалась угроза бойкота английских товаров. Но с отменой большинства таможенных пошлин, предусмотренных законом Тауншенда, эта проблема утратила для него остроту. Вашингтон поддерживал торговые связи с Великобританией и приобретал английские товары, какими бы высокими ни были цены. Он всегда выступал против предложения о прекращении экспорта в Великобританию, что, по его мнению, могло привести обе страны к разорению. Однако жесткие меры, принятые британским правительством после т.н. Бостонского чаепития 16 декабря 1773 заставили колонии забыть о разногласиях. Без ведома губернатора в таверне Роли в Уильямсберге собралась гражданская палата Виргинии, которая провозгласила созыв Континентального конгресса. 1 августа 1774 Вашингтон был избран одним из семи делегатов Виргинии на конгресс в Филадельфии. Он сыграл незначительную роль в работе 1-го Континентального конгресса, который принял решение о ряде мер протеста, но не пошел на объявление войны. В письме старому приятелю по сражениям с французами капитану Р.Маккензи, служившему в то время в английских войсках в Бостоне, Вашингтон отмечал: что касается независимости «или чего-либо такого... то я вполне удовлетворен тем, что ни один разумный человек в Северной Америке не желает ничего подобного».
Однако в ходе работы 2-го Континентального конгресса настроение изменилось. В апреле 1775 английские войска в Бостоне вступили в бой с ополченцами Массачусетса при Лексингтоне и Конкорде. В мае, вскоре после того, как Вашингтон прибыл в Филадельфию, И.Аллен и его «парни с Зеленой горы» захватили форт Тикондерогу и Краун-Пойнт. Дж.Хэнкок и С.Адамс дезертировали из английской армии и были встречены как герои. Только что возвратившийся из Лондона Б.Франклин обнаружил, что «вся Америка, от одного края двенадцати объединенных провинций до другого, активно обучается обращению с оружием... их единодушие поразительно». Хотя конгресс продолжал выражать лояльность королю и возлагал ответственность за кровопролитие на его министров и «министерскую» армию в Бостоне, он был решительно настроен привести колонии «в состояние обороны». На этом настаивали в первую очередь делегаты из Новой Англии, в частности Дж.Уоррен и Дж.Адамс.
Командующий американской армией.
15 июня 1775 Вашингтону было предложено стать командующим континентальными вооруженными силами, и на следующий день он не без колебаний согласился с назначением, отказавшись от финансового вознаграждения. Когда 2 июля 1775 Вашингтон вступил в командование Континентальной армией близ Бостона, не было ни штабного аппарата, ни стратегического плана, ни какой-либо информации; армия не имела ни дисциплины, ни опыта.
К марту 1776 Вашингтон получил пополнение в составе стрелковых частей из Виргинии, Пенсильвании и Мэриленда. Организовал военные экспедиции против Канады, которыми храбро, но без особого успеха командовали Р.Монтгомери и Б.Арнольд. Создал небольшой флот для перехвата поставок военного снаряжения и с помощью артиллерийских орудий, захваченных И.Алленом в мае в Тикондероге и доставленных в Бостон по льду Г.Ноксом, укрепил позиции на Дорчестерских высотах, сделав Бостон мишенью для артиллерийского огня. У.Хоу, сменивший Т.Гейджа на посту главнокомандующего английскими войсками, отступил 17 марта 1776 к Галифаксу. Сражения при Лексингтоне, Банкер-Хилле, военная кампания против Квебека и успешная осада Бостона сделали разрыв с Великобританией реальностью задолго до Декларации независимости.
2 июля 1776 Хоу привел из Галифакса к Стейтен-Айленду на помощь многочисленной армаде своего брата Р.Хоу пополнение в 34 тыс. солдат. Стратегический план англичан предусматривал захват Нью-Йорка и установление контроля над рекой Гудзон с целью отрезать Новую Англию от более миролюбивых колоний. Вашингтон и наиболее опытный из его первых советников Ч.Ли предвидели такую опасность и, чтобы ее предупредить, заняли Манхаттан и Бруклин. Однако Хоу непрерывно и без особого труда продвигался вперед. Вашингтон был выбит из Бруклина (сражение на Лонг-Айленде, август 1776), но ему удалось эвакуировать большую часть войск. Затем был выбит из Манхаттана, и сам чуть не был схвачен у форта на Гудзоне. Испытывая значительные потери в живой силе, отступил в Нью-Джерси через Гудзон, а затем через Делавэр в Пенсильванию (в декабре). Ли был взят в плен, а Вашингтон, по его собственному признанию, «выдохся чуть не до смерти» и считал игру «почти законченной».
Именно в этот момент Хоу мог добиться решающей победы. Его нерешительность носила столь же дипломатический, сколь личностный характер; он желал мирных переговоров в гораздо большей степени, чем уничтожения повстанческой армии. В этой ситуации Вашингтон проявил свои лучшие качества. В ночь перед Рождеством 1776 он переправил отряд в 2400 человек через Делавэр в Нью-Джерси и разгромил немецких наемников в Трентоне; продвигаясь вперед, разбил колонну подкрепления у Принстона (3 января 1777) и вынудил Хоу отступить к Нью-Брансуику. К тому времени, когда Вашингтон раскинул зимний лагерь у Морристауна, им была практически освобождена вся территория Нью-Джерси.
Действия англичан летом 1777 вызвали у Вашингтона недоумение. Если бы Хоу двинулся на север, то почти наверняка соединился бы с частями Дж.Бургойна и смог бы контролировать долину Гудзона от Монреаля до Лонг-Айленда. Вместо этого, уверенный в успехе Бургойна, Хоу на кораблях своего брата направился на юг, в Филадельфию. Вашингтон попытался перехватить его у реки Брандивайн-Крик (сентябрь), но был обойден с флангов и чуть не попал в окружение. 26 сентября Хоу занял Филадельфию, где расположился на зиму. Вашингтон вновь потерпел неудачу у Джермантауна (октябрь) и расквартировал свои войска на суровые зимние месяцы у Вэлли-Фордж, в 25 милях вверх по реке Скулкилл.
Неудачи Вашингтона стали предметом критики, особенно после победы Х.Гейтса над Бургойном у Саратоги. Судя по всему, не существовало организованного заговора по замене Вашингтона Гейтсом, однако Вашингтон обнаружил письмо Гейтсу от генерал-майора Т.Конуэя, француза ирландского происхождения, в котором тот настоятельно рекомендовал заменить «слабого генерала». Дело закончилось отставкой Конуэя и его возвращением во Францию.
Вступление Франции в войну дало наконец надежду на победу. Континентальной армии и ее командующему удалось пережить суровую зиму. В июне 1778 Г.Клинтон, новый британский командующий, оставил Филадельфию и перебазировался в Нью-Йорк, подвергшись по пути атакам Вашингтона и Ли у Монмут-Кортхауза. Трусость или предательство Ли подорвали шансы на победу, а с ними и его репутацию. К 1779 Вашингтон оставался единственным символом сопротивления и выживания.
Сражение при Монмуте было последним на севере страны. Вашингтон ожидал подходящего случая для нанесения удара по Нью-Йорку, надеясь, что время и французы на его стороне. Но зимние месяцы, проведенные у Мидлбрука (1778–1779) и у Морристауна (1779–1780), были почти столь же тяжелыми, как и у Вэлли-Фордж. Некоторые из лучших офицеров оставили службу; в воинских частях из Пенсильвании и Нью-Джерси вспыхнули бунты из-за невыплаты жалованья, а в 1780 Вашингтону изменил Б.Арнольд, один из самых способных его офицеров.
Однако к 1780 Великобритания столкнулась с усиливающейся европейской коалицией и больше не могла занимать выжидательную позицию. В мае 1780 Клинтон и Корнуоллис предприняли новые и последние усилия. В попытке отрезать Юг и превратить его в базу, с которой можно было бы отвоевать Срединные колонии и Север, они высадили войска численностью в 14 тыс. человек у Чарлстона (Южная Каролина). Корнуоллис действовал решительно, подчас опрометчиво. Он одержал победы при Камдене (Южная Каролина) и в Гилфорде (Северная Каролина). Южные колонии познали всю горечь войны в ходе сражений у Кингс-Маунтин и Хангинг-Рок, в то время как Э.Пикенс, Ф.Марион и Т.Самтер занимались проведением партизанских операций в каролинском Пидмонте. В 1781 Корнуоллис перешел в Виргинию, а в июле направился к морю, поближе к британскому флоту, и занял оборонительные позиции на Йорктаунском полуострове.
В августе Вашингтон и граф де Рошамбо, каждый во главе отряда в 8 тыс. человек, стали продвигаться к югу с целью блокировать Корнуоллиса. Они надеялись на помощь флота графа де Грасса, хотя она оставалась под вопросом до самого конца. Американцы и французы старались сохранить эти планы в тайне от Клинтона, но 2 сентября тот сообщил об их намерениях Корнуоллису. Американские силы росли с каждым днем. В итоге Корнуоллис обнаружил, что ему противостоят сухопутные силы, превосходящие его собственные в два раза, и к тому же он был полностью отрезан от английского флота. У него не оставалось иного выхода, кроме капитуляции, которая состоялась 19 октября 1781, почти через четыре года после капитуляции Бургойна и за семь дней до прибытия английских кораблей. Война в Америке закончилась.
Вряд ли Вашингтон понимал, что одержал победу. Это стало ясно лишь в 1782, после новых поражений англичан в Вест-Индии и отставки премьер-министра лорда Норта. Правда, в каком-то смысле самое тяжелое было впереди – не было денег, чтобы платить солдатам, в воздухе запахло бунтом, а в мае началось движение за объявление Вашингтона королем, что было решительно им пресечено. По его словам, он воспринял эту идею с «отвращением» и «сурово осудил» ее. Главнокомандующий трогательно распрощался со своими офицерами в таверне Фраунсиса в Нью-Йорке и в декабре 1783 направил Конгрессу прошение об отставке.
Маунт-Вернон пострадал за долгие годы войны. К 1786 у Вашингтона было шесть плантаций, на которых трудилось около 300 рабов. Он проявлял особый интерес к будущему реки Потомак как западной транспортной артерии, и у него родилась идея пригласить в Маунт-Вернон представителей Мэриленда и Виргинии для обсуждения путей повышения судоходности реки. Прямым результатом встречи стало приглашение всем штатам направить в 1786 делегатов в Аннаполис для обсуждения пограничных споров и торговых войн между штатами. После неудачного обсуждения этих проблем на Аннаполисском конвенте А.Гамильтон предложил созвать очередной конвент в Филадельфии для внесения поправок в Статьи Конфедерации 1781. Не вызывало сомнения, что Вашингтону будет предложен пост председателя Конституционного конвента и что, описывая полномочия главы государства, «отцы-основатели» имели в виду именно его. В ходе кампании за ратификацию Конституции именно его имя стало объединяющим символом: федералистов именовали «вашингтонцами». 4 февраля 1789 Вашингтон был единодушно избран президентом, а 30 апреля приступил к исполнению своих обязанностей.
Президент США.
От Конфедерации Вашингтону досталась лишь кучка клерков, которым не выдавалась заработная плата, и огромное количество неоплаченных счетов. В Союзе было только одиннадцать штатов: ни Северная Каролина, ни Род-Айленд еще не решились на присоединение, а Вермонт раздумывал о союзе с Канадой. Как только Вашингтон вступил на пост президента, французское правительство попыталось возродить союз 1778. Если бы возник серьезный конфликт с каким-либо из европейских государств или их индейскими союзниками, США оказались бы в весьма затруднительном положении: в армии числилось лишь 840 солдат и офицеров, у страны не было флота.
Вашингтон сформировал кабинет министров; назначил Т.Джефферсона на пост государственного секретаря, А.Гамильтона – на пост министра финансов, Г.Нокса – военным министром, а Дж.Джея – председателем Верховного суда; поддержал предложение Джефферсона о местоположении нового «Федерального города» и идеи Гамильтона о погашении государственного долга, создании национального банка, установлении торговых тарифов и акцизов. Вашингтон совершил поездки по Северу и Югу страны, выступая скорее в роли символа нового государства, чем лидера одной из партий.
Вопрос о партийности возник не сразу и стал более или менее четко проявляться лишь во второй срок президентства Вашингтона. Он подумывал о том, чтобы уйти в отставку после завершения первого срока и даже подготовил текст прощального послания, частично написанный Дж.Мэдисоном. Вашингтона убедили остаться на президентском посту как «единственного человека в США, пользующегося всеобщим доверием». Несмотря на все разногласия между Гамильтоном и Джефферсоном, в этом вопросе они были согласны. 13 февраля 1793 Вашингтон был единодушно избран на второй срок, а Дж.Адамс остался вице-президентом.
Вашингтона не могло радовать нарастание склок и разногласий в межпартийных делах и в прессе. Его возмутило безответственное поведение французского посланника Э.Жене и поддержка, вначале оказанная ему Джефферсоном. Вашингтон придерживался строгого нейтралитета в отношении событий в Европе и не мог понять, почему эта позиция считалась «тайной англоманией». В «спиртном бунте» 1794 он видел не выражение отчаяния и протеста против введенного Гамильтоном акцизного налога и не отражение экономических интересов переселенцев, а «плоды» деятельности демократических обществ и «их дьявольского лидера Жене». Вашингтон поддержал Гамильтона в его намерении прибегнуть к силе для подавления бунта, хотя и помиловал некоторых бунтовщиков. В апреле 1794 он направил Дж.Джея для урегулирования споров с Великобританией по поводу факторий, долгов и прав, предусматриваемых нейтралитетом; он считал, что заключенный договор являлся оптимальным, и убедил Сенат утвердить его, что и было сделано с большой неохотой и сомнениями. Вашингтон добился большего успеха при заключении договора Сан-Лоренцо в 1795 (договор Пинкни), по которому Испания предоставила США право судоходства по реке Миссисипи и хранения грузов в порту Нового Орлеана без уплаты таможенных сборов; этим договором ему удалось удержать в Союзе Кентукки и Теннесси. К концу второго президентского срока он был сторонником взглядов Гамильтона и считал министра финансов фактическим главой администрации.
Последний год пребывания Вашингтона на посту президента был омрачен враждебными нападками прессы. В своем прощальном обращении, ответственность за содержание которого несут в равной степени Гамильтон и Мэдисон, он выразил сожаление по поводу «губительных последствий духа партийности».
Вашингтон возвратился в Маунт-Вернон 15 марта 1797 и покидал его только один раз для кратковременного визита в Филадельфию. Простудившись во время поездки верхом по своим фермам, Вашингтон скончался 14 декабря 1799.
Яковлев Н.Н. Вашингтон. М., 1976
Ответь на вопросы викторины «Знаменитые речи»